Меню

Актуальность проблемы профессионального развития госслужащих

ifit.uspu.ru›attach/article…Актуальные проблемы…Показать ещё с сайтаПожаловаться47. Цебрикова Н.В БодалевА.А Об актуальности взаимосвязи  51. Цебрикова Н.В. Профессионально значимый опыт госслужащего как основа  В сборнике научных трудов: Актуальные проблемы развития экономики современной России.Впервые проблема психологического сопровождения профессионального развития госслужащих была поставлена акмеологами в начале 90-х годов (А.А.Деркач, С.А.Анисимов, В.Ю.Синягин, Н.И.Конюхов и др

В условиях мирового финансового кризиса проблема самореализации личности, особенно в профессиональной сфере, становится все более актуальной проблемой, которая оказа ла и продолжает оказывать существенное влияние на различные с лои нашего населения, причем необходимо отметить, что в большей степени это влияние становится не столько экономическим, сколько психологическим. В связи с этим в этот непростой период как никогда необходимо развитие науки и педагогического образования. Граждане нашей страны нуждаются в психологической поддержке, в четком понимании своей роли, места в обществе, в ощущении твердой платформы под ногами. Всю эту поддержку во многом может дать правильная политика педагогического образования в широком смысле этого слова, научное обоснование происходящих явлений в обществе, грамотное психологическое сопровождение на всех уровнях развития личности.
При всем многообразии различных теорий и концепций до сих пор не существует единой концепции самореализации. Особую сложность на методологическом уровне вызывает неразработанность самого понятия «самореализация». До сих пор ученым очень сложно прийти к единому мнению даже относительно формы феномена самореа лизации. Что же это – процесс или результат, явление или свойство или что-то иное?
На подобный (риторический на сегодняшний момент) вопрос мы попытались дать свой ответ, представить свою точку зрения на изучаемый нами феномен, причем именно в рамках самореализации в профессиональной деятельности. Опираясь на идеи представителей Петербургской психологической школы, а также зарубежных психологов, мы разработали собственный подход к профессиональной самореализации человека.
Под феноменом профессиональной самореализации мы пони маем непрерывный, гетерохронный процесс развития потенциалов человека в деятельности на протяжении всего его жизненного пути.
Подобное определение, безусловно, требует разъяснения наших позиций.
Профессиональная самореализация рассматривается нами достаточно широко и не ограничивается только непосредственной профессиональной деятельностью. Профессиональная самореализация, а именно развитие своих потенциалов, начинается у индивидуума гораздо раньше, чем он официально приступает к профессиональной деятельности. Корректность нашего предположения могут подтвердить истории жизненного пути многих высококвалифицированных специалистов, любящих свое дело и постоянно развивающих свои потенциалы. В большинстве своем такие люди еще в детские годы обнаружили в себе потенциалы, развитие которых впоследствии помогло им с успехом заниматься той или иной деятельностью. Причем не обязательно, чтобы человек с раннего детства уже четко осознавал, какую именно профессию он хочет выбрать. Главное – умение раскрыть, увидеть свои потенциалы, а далее развивать их. То же самое можно отнести и к конечной стадии профессиональной самореализации. Вряд ли можно говорить о прекращении данного процесса с завершением официальной трудовой деятельности. Для специалис тов, которые в полной мере реализовывают себя в деятельности, эта деятельность становится сначала частью их жизни, а потом и самой жизнью. Часто приходится слышать от профессионалов: «Моя профессия – это моя жизнь». И это вовсе не значит, что человек ограничил себя лишь профессиональной деятельностью (хотя случается и такое), просто работа для такого специалиста переходит в понятие любимое дело, а для занятий любимыми делами мы всегда находим и время, и возможности. На наш взгляд, только с таким подходом к профессиональной деятельности можно всерьез говорить о профессиональной самореализации.

Актуальность темы данной работы состоит в том, что в наш быстроменяющийся век  Титков А.Ф. Дополнительное профессиональное образование госслужащих  Турчинов А.И. Профессионализация кадровой политики: проблемы развития теории

Таким образом, обобщая вышесказанное, мы предприняли по пытку объяснить самую уязвимую в критическом плане позицию нашего определения, касающегося профессиональной самореализации на протяжении всего жизненного пути человека. Однако подобная проблема требует еще более подробного анализа.
Мы предполагаем, что, действительно, процесс профессиональной самореализации происходит на протяжении всего жизненного пути человека. Но подобное свойство профессиональной самореализации, на наш взгляд, присуще немногим индивидуумам. Так, рассматривая самореализацию как процесс, мы должны учитывать сложность объекта нашего исследования, т. е. человека. Опираясь на комплексный подход к познанию человека, разработанный Б. Г. Ананьевым, мы должны рассматривать специалиста как своеобразную совокупность открытых систем: индивида, личности и субъекта деятельности, которые, в свою очередь, определяют его индивидуальность. Однако, как отмечает Ананьев, для того, чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого, нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему «закрытую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта).
Каждая индивидуальность может быть различной сложности, но она всегда представляет определенную гармонию частей и обладает своей формой и своей относительной устойчи востью системы. Гармония частей есть основа индивидуальности. В такой относительно замкнутой системе, «встроенной», по мнению Ананьева, в открытую систему взаимодействия с миром, «образуется определенное взаимосоответствие тенденций и потенций человека, самосознание и «я» – ядро человеческой личности» (Ананьев, 1968).

будущих госслужащих, что и определяет актуальность исследования.  ^ Объект исследования: профессиональная подготовка будущих госслужащих в вузе.  Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие» (Пенза

Рассматривая взаимодействие индивидуума и социума на основе теории самоорганизации индивидуума и социума и опираясь на акме-синергетические исследования В. П. Бранского и С. Д. Пожарского, мы сможем приблизиться к более детальному рассмотрению процесса профессиональной самореализации на протяжении всего жизненного пути человека. Если условно представить процесс самореализации специалиста как движение самоорганизующей системы к вершине, акме (как высшей ступени совершенства), можно представить классификацию моделей процессов движения к акме: одновершинная модель, многовершинная модель, макровершинная модель и безнизинная модель. Нами эти модели были использованы в методике «Модель непрерывной самореализации профессионала» (Федосенко, 2009). Цель этой методики заключается в анализе (в первую очередь, самоанализе) непрерывного процесса самореализации специалиста. Испытуемому предлагалось выбрать ту модель, которая субъективно соответствует его профессиональному пути. По варианту выбора модели специалистом можно было наглядно представить его отношение и представление о собственной профессиональной самореализации на протяжении всего жизненного пути.
Если пристально присмотреться к конфигурации рассмотренных моделей, как отмечает С. Д. Пожарский, нетрудно заметить, что одновершинные модели в обоих случаях совпадают. Многовершинные модели тоже совпадают, при этом многовершинная модель является частным случаем (фрагментом) макровершинной модели, так же как и безнизинная модель является частным с лу чаем (фрагментом) макровершинной модели. В этой модели имеется несколько акме, но среди них есть доминирующая вершина, господствующая над другими. То, что одновершинная и многовершинная модели являются частными случаями макровершинной модели, достаточно очевидно. Но и безнизинная модель является таким частным случаем; она представляет собой просто восходящую ветвь одновершинной модели, обрывающуюся на вершине. Безнизинная модель – не без вершинная. Иллюзия отсутствия вершины (и, следовательно, акме) у безнизинной модели связана с ошибочным смешением понятия акме как результата деятельности с процессом достижения этого результата.
Резюмируя вышесказанное, при анализе классических акмеоло гических моделей необходимо подчеркнуть, что все они являются частным случаем макровершиной модели, которая характеризуется принципом восхождения вверх от одной точки совершенства до другой; их условно можно назвать восходящими моделями (Кузьмина, Пожарский, Паутова, 2008). Достигнув акме, система продолжает функционировать, приближаясь к своему концу. Однако финал процесса самореализации профессионала может быть различным: от профессиональной стагнации до, наоборот, высшей точки профессиональной самореализации. Из истории мы знаем множество примеров выдающих личностей, чей процесс профессиональной самореализации на протяжении всего жизненного пути можно было бы описать в рамках представленных моделей. Так, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой в последние десятилетия своей жизни переживал кризис творчества. Пиком его профессиональной самореализации объективно (дело в том, что объективная и субъективная оценки профессиональной самореализации могут значительно расходиться) можно считать 1860–1870-е годы, в частности написание таких великих произведений, как «Война и мир», «Анна Каренина». Таким образом, мы можем говорить о некоторой стагнации в финале жизненного пути писателя.
Жизненный путь таких великих поэтов, как М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин, можно рассматривать как «образец» безнизинной модели, функционирование которой обрывается на достижении высшей точки профессиональной самореализации этих выдающихся личностей. Хотя нам неизвестно, по какому пути продолжался бы процесс самореализации у этих людей, не оборвись их жизненный путь так несвоевременно.
С помощью данной методики нами было обследовано 60 специалистов общеобразовательных учреждений Выборгского района Ленинградской области (педагоги, администрация, психологи, логопеды). Большинство обследуемых отдавало предпочтение мак-ровершинной модели. Далее мы предлагали на выбранной модели отметить точку, на которой специалист находится на данный момент (за точку отсчета предлагалось принимать период выбора профессии). В результате было установлено, что половина обследуемых находится в процессе профессиональной самореализации, что вполне очевидно. Однако оставшаяся половина обследуемых разделилась на две равные группы. Первая группа (25%) полагала, что уже самореализовались, их процесс профессиональной самореализации окончен, так как они достигли своего пика. Причем этот пик в большинстве случаев был связан с административной должностью (заместитель директора или директор учреждения). Вторая группа обследуемых (25%) отмечала,

Профессиональному развитию чиновников СЗФО – системную подготовку.  Серьезной проблемой дополнительного профессионального образования  Необходимо также учитывать мнение самого госслужащего, а также те виды

Профессиональная подготовка госслужащих  Если рассматривать недостатки профессионального развития и образования работников  5. Проблемы с качеством разработки правовой базы профессиональной подготовки26 ноября 2012Актуальные проблемы совершенствования профессиональной культуры педагога.  Оцените актуальность тематики.  Научный журнал «Вопросы профессионального развития персонала».

Актуальность темы исследования организационной культуры госслужащего определяется необходимостью  (1999 г.), «Проблемы актуализации потребностей в личностно-профессиональном развитии государственных служащих» (2000 г

Акмеологическая система развития аутопсихологической компетентности госслужащих  Актуальность проблемы профессиональное образование, которое готовит специалистов, способных создать эту систему (В.Г. Марача, 2002).6) Дьячков В. М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления  Система государственного управления как теоретическая и прикладная дисциплина, ее актуальность, цели, задачи, объект, предмет изучения.

Актуальность проблемы исследований, ее научная и практическая значимость Динамичные изменения, произошедшие в России за  Для того чтобы процесс личностно-профессионального развития госслужащих в рамках предложенной20 февраля 2003

Актуальность темы исследования.  3. Социально-профессиональные проблемы государственной гражданской службы Российской  4. Проанализировано состояние системы управления нравственным развитием госслужащих Российской Федерации.План профессионального развития госслужащего. УТВЕРЖДАЮ. Руководитель структурного подразделения.  Индивидуальный план. профессионального развития федерального государственного гражданского служащего Управления

Актуальность проблемы.  Профессиональная деятельность этих работниц характеризуется наличием целого спектра неблагоприятных  Труд госслужащих связан с легкой физической нагрузкой, протекает в переменной рабочей позе.

Проблема места и роли государственной службы в системе власти и  Сегодня значимость данного института определяется ее актуальностью и  Важной составляющей здесь является профессиональная подготовленность госслужащих.Изучению проблем подготовки специалистов для системы государственного  – недостаточный уровень профессионального развития гражданских служащих  Эту задачу она может решить только посредством подготовки госслужащих

Сформулируйте наиболее актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной проблемы, предложите гипотезу ее решения."

Сведения о формировании кадрового резерва. Контакты. Профессиональное развитие госслужащих.  Программа профессионального развития государственных гражданских служащих Департамента занятости населения2.1 Профессиональное развитие муниципальных служащих.  Актуальность проблемы - эффективность муниципального управления определяется профессионализмом и деловыми качествами муниципальных служащих, являющихся

В связи с высокой значимостью для успешного профессионального развития того, каким образом личностные особенности человека  Все это также резко повышает актуальность проблемы выявления личностных особенностей госслужащих

Научная и практическая актуальность указанных проблем определила содержание и направленность диссертационного исследования.  7. Специфика региона накладывает свои особенности на профессиональное развитие госслужащих, такПрофессиональная карьера госслужащих: вариативный подход. Изменения, произошедшие в России за последние десять лет, сделали актуальной проблему укрепления государственности и, в частности