Меню

Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

professiogramma.ppt. 114 КБ.  Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, памяти23 марта 2011Ключевые слова: профессиональный портрет, профессиограмма, профессиограмма бакалавра.  Поэтому мы решили включить в структуру профессиограммы не "сферы", не "подструктуры" и т.д. личности, но векторы1 как педагогическое явлениеПрофессиограмма медсестры. Дата поступления: 21 Апреля 2014 в 11:12 Автор работы: Пользователь скрыл имя Тип: реферат.  Разработка профессиограмм с целью профотбора - сложный трудоемкий процесс, который включает ряд этапов

Keywords:
Профессия педагога - это особый вид деятельности, о мудром и могучем влиянии которой на обучающегося, независимо от модели образования и его идеологии, писали многие классики и исследователи. Вопросы о профессиональном становлении педагога, его воздействии на учащихся своим личным примером, заботливом отношении к растущему человеку рассматривали В.А. Богданов, И.П. Иванов, И.Ф. Исаев, Н.К. Крупская, В.А. Сластенин, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский и др.
Огромное внимание изучению особенностей педагогической деятельности уделяли и психологи В.П. Беспалько, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и др.
Однако, по результатам многочисленных исследований психологов, природа педагогических способностей, одаренности специалистов высокой квалификации, условий и механизмов ее формирования пока не имеют четких определений (Н.А. Аминов, Б.А. Вяткина, Э.А. Голубева, Д.Г. Юдашева и др.).
Вопрос о том, какими факторами обусловлена педагогическая одаренность, не раскрыт. Лишь направленность педагога на содействие психическому развитию учащихся является едва ли не единственным признаком высокого уровня развития педагогической одаренности и педагогического мастерства.
От личности педагога, индивидуальных качеств, организаторских способностей и личностно-профессионального мастерства, его здорового образа жизни зависит социальная успешность педагогической деятельности единого коллектива школы в целом.
Процесс подготовки молодого педагога в вузе включает не только овладение студентом определенной совокупностью знаний, умений и навыков, но и становление активной жизненной позиции, личностное самосовершенствование, формирование таких профессионально важных качеств, как ответственность, толерантность самокритичность и т.п.
Существенным элементом личностно-профессионального роста студента как будущего педагога является наличие идеалов и образов-ориентиров в жизни и в профессии. Под идеалом понимают мысленное представление перспективы развития действительности: саморазвитие, самообучение, самокритичность. Только педагог, являющийся высокоразвитой личностью, сможет увидеть и воспитать личность в своих учащихся. Поэтому формирование личности будущего педагога является важнейшей задачей педагогического вуза. Как мы видим, важно понимание самого психологического процесса развития личности на разных его этапах обучения в вузе.

Первая часть включает одно задание (С1) и представляет собой небольшую письменную рабполностью>>.  Профессиограмма.  Роль бакалавра в производственном процессе - самая значимая и необходимая.

Первый этап (самопознание) проходит на первом курсе, когда студенты пытаются определить свое место в обществе, адаптироваться к условиям вузовской жизни, занять активную позицию в разнообразных социальных отношениях, где личностное «я» выступало бы наравне с другими, что способствует развитию нового уровня сознания себя в обществе. Многие стремятся проявиться, противопоставляя себя другим, выразить свою собственную позицию по отношению к окружающим однокурсникам, преподавателям, тем самым, получить от них признание, доверие и расположение. Так за период обучения на первом курсе происходит развитие и реализация личностной (коммуникативной) стороны деятельности студента.
Второй этап (самоопределение) проходит на втором и третьем курсах. Он является переломным, поскольку деятельность студентов получает насыщение, что ведет к осознанию своих способностей. Третий этап (самореализация) проходит на четвертом и пятом курсах, становятся важными мировоззренческие и ценностные ориентации, профессиональные интересы, самореализацие личности в обществе. Можем сделать следующий вывод: личностно-профессиональный рост студента происходит на 3-х этапах (самопознание; самоопределение; самореализация). В этой связи педагогическая диагностика профессиограммы студента как будущего педагога является одним из сильнейших механизмов совершенствования образовательно-воспитательного процесса в вузе. Профессиограмма есть перечень требований, предъявляемых к личности, ее способностям, и психолого-физическим возможностям, педагогическому мастерству. В целом, можно сказать, что любая профессиограмма вне зависимости от задач диагностики должна отражать два основных компонента:
1) перечень качеств, необходимых для данной профессии;

Профессиограмма направления подготовки. 031600.62 «Реклама и связи с общественностью».  - развитые организаторские способности, включающие такие качества, как  Квалификация. Бакалавр рекламы и связей с общественностью.

2) перечень качеств, которые мешают успешному осуществлению данной профессиональной деятельности.
Результаты диагностики профессиограммы студента-педагога используются в дальнейшем при разработке системы мер по преодолению затруднения в деятельности, закреплению положительного опыта, изменению психологических личностных качеств.
По-нашему мнению, профессиограмма педагога может иметь следующую (примерную) структуру:
1. Специальность. Педагогическая профессия включает в себя широкий класс специальностей, которые существенно различаются как по возрастным особенностям обучаемых, так и по технологии обучения, также имеет значение их социальный статус и специфика педагогической специальности.
2. Учебные заведения. При выборе профессии немалое значение имеют возможности профессионального обучения, поэтому представляется целесообразным включать в профессиограмму педагога перечень учебных заведений, которые готовят специалистов в данной области.
3. Состояние педагогической деятельности. Диагностируется профессиональная подготовка и компетенция будущего специалиста. В этой части профессиограммы задаются требования к специальной и методической подготовке студента-педагога, включающей не только определенный набор знаний, но и навыки самостоятельной работы, способность к приобретению новых знаний и повышению своего профессионального уровня.
4. Психофизиологические требования и противопоказания к профессии. Профессиональная деятельность педагога требует повышенной ответственности. Многими исследователями педагогическая деятельность рассматривается как деятельность в особых условиях, предполагающих постоянное напряжение, мобилизацию психических функций и личностных ресурсов. Поэтому в профессиограмме педагога отражаются личностные и психофизиологические особенности, затрудняющие выполнение его профессиональной деятельности.
5. Возможность повышения квалификации. Профессиональное развитие личности предполагает постоянное повышение уровня профессионального мастерства. Иногда возникает необходимость переквалификации специалиста, поэтому профессиограмма должна включать и описание смежных специальностей, которые может приобрести педагог.
6. Перечень моральных стимулов педагогического труда. У многих педагогов по мере роста педагогического стажа появляется чувство бессилия, «профессионального выгорания», отсутствия перспектив. Так у педагога не остается моральных стимулов труда, а, учитывая низкую оплату труда большинства педагогов, можно сказать, что у него вообще не остается никаких стимулов к осуществлению своей повышения профессионального уровня учителя. Именно поэтому необходимо изучение факторов, которые могут оказать мотивирующее влияние на специалиста.
7. Профессиональные вредности. Наиболее частыми причинами профессиональных деформаций педагога являются постоянная напряженность, конфликты с коллегами и родителями, однообразие деятельности.
Таким образом, значение профессиограммы как условия личностно-профессионального роста студента-педагога заключается в изучении результативности обучения в вузе, уровня личностной мотивации для повышения педагогического мастерства в дальнейшей профессиональной деятельности.
Список литературы
Ефремова Е.Р. Личность студента-педагога // Психологическая наука и образование. - 2005. - №1. - С. 21-26.
Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. - М., 1982. - 166 с.
Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова. Ю.А. Коджаспирова. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
Макарова А.В. Формирование творческой личности и профессионализма. // Журнал «Среднее профессиональное образование». - 2007. - №3. - С. 25-30. Библиографическая ссылка
Заборовская М.В., Потапова М.И., Спиридонова Г.И. ПРОФЕССИОГРАММА КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СТУДЕНТА-ПЕДАГОГА // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 172-173;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27798 (дата обращения: 17.01.2016).

Профессиограмма социального работника, рекомендации по повышению  Профессиональные знания специалиста социальной работы включают  педагог», КнАГТУ - «Специалист по социальной работе», «бакалавр социальной работы»

Профессиограмма направления подготовки 035700 «Лингвистика». Процессы глобализации и интеграции, происходящие  Область профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 035700 «Лингвистика» включаетПрофессиограмма направления подготовки. 080400.62 «Управление персоналом» Потребность  развитые организаторские способности, включающие умения выявлять проблемы  Бакалавр управления персоналом. Блок основных изучаемых дисциплин.

Профессиограмма. Направление 09.03.03 «Прикладная информатика». Квалификация (степень) - бакалавр прикладной  составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает помимо гуманитарных, социальных и

Профиль работы бакалавра-эколога по направлению 05.03.06 — организационная, экспертная и исследовательская деятельность в области охраны  Учебный план подготовки студентов бакалавриата по профилю включает три блока дисциплин 4 января 2016Профессиограмма социального педагога. Поиск в товарах в текстах. Психология социальной работы. Учебное пособие для бакалавров Автор: Руденко  В издание включен глоссарий основных понятий и терминов по теме « Поддержка

Область профессиональной деятельности бакалавров включает  Профессиограмма. по направлению подготовки. 220400 Управление в технических системах.

Химик. Профессиограмма. Общая характеристика профессии 1. Место работы • отраслевые и академические научно-исследовательские  5. Квалификация выпускника учебного заведения Бакалавр по направлению подготовки «Химия» КвалификацииСтепень (квалификация) – бакалавр. Профессиограмма направления. "Электроника и наноэлектроника" – область техники, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленной на теоретическое и

Профессиограмма направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» Квалификация: бакалавр Подготовка  Область профессиональной деятельности бакалавров включает: организации любой организационно-правовой формы (коммерческие

Подобная профессиограмма включает описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста.  «Бакалавр» Пояснительная записка.Профессиограммы. В настоящее время уровень и качество профессиональной подготовки выпускников с высшим образованием  В основе современной подготовки бакалавров – компетентностный подход, идея которого состоит в том, что

«Минимально необходимый для реализации программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» перечень материально-технического обеспечения включает в себя: а) учебный зал судебных заседаний; б)27 ноября 2013

Ключевые слова: профессиональный портрет, профессиограмма, профессиограмма бакалавра.  Опираясь на принципы разработки профессиограмм, в частности на принцип целостности, мы включили в ее структуру личностные характеристики.Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику  Профессиограмма «Бакалавр туризма». Виды деятельности: ― организационная деятельность

Область профессиональной деятельности бакалавров включает образование, социальную сферу, культуру.  Профессиограмма профиля «Прикладная информатика в экономике». Доминирующие виды деятельности профессии

Степень (квалификация) – бакалавр информационной безопасности. Профессиограмма направления.  Виды деятельности: Область профессиональной деятельности бакалавра информационной безопасности включает: сферы наукиОбласть профессиональной деятельности бакалавров данного направления подготовки включает все виды деятельности, связанные с  | Профессиограмма направления.

- программа формирования компетенций; - профессиограмма. Данные документы положены в основу разработки модели  (бакалавра) значимости профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования и включает в себя

Понятие «коммуникативная профессиограмма» появилось в отечественном арсенале кадровых понятий совсем недавно (см  Структура коммуникативной компетентности. Включает когнитивный, поведенческий, мотивационный и личностный компоненты.Профессиограмма включает два основных компонента: трудограмму (характеристики объек-тивных сторон данной профессии) и психограмму (требования, которые данная профессия предъявляет к личности специалиста).

Помимо особенностей профессии, профессиограмма включает в себя квалификационный профиль, в котором все качества, необходимые работнику, находят количественное выражение.

Профессиограмма включает общие сведения о профессии, описание содержания и условий труда, характеристику человека в процессе труда, социально экономические особенности профессии.Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств

Наиболее общее представление акмеологических методов исследования включает следующие группы методов  Качественная подготовка бакалавров предполагает применение метода разработки профессиограмм.

Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализаПрофессиограмма включает целую совокупность характеристик о данном виде труда; технико- экономические характеристики; социальные, социально-психологические