Меню

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Законодательство о налогах и сборах — это упорядоченная система норм и правил, содержащихся в законах и регулирующих отношения в сфере налогообложения.

от 13.07.2015 N 232-ФЗ, от 28.11.2015 N 325-ФЗ, от 29.12.2015 N 386-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от  Статья 8. Понятие налога и сбора. Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.29 декабря 2015Порядок применения льгот по налогу на имущество. До 31.12.2014 порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом № 2003-1, с 01.01.2015 - Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ."Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (редакция от 08.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в  Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов 8 июля 2015

Налоговый контроль - это деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, которыми, в частности, являются и государственные (муниципальные) учреждения, законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Проверки, проводимые налоговыми органами, подразделяются на камеральные и выездные (ст. 87 НК РФ). Среди Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрены Правительством РФ 30.05.2013) была отмечена актуальность совершенствования процедуры камеральной налоговой проверки. С целью реализации поставленной задачи в ноябре 2014 г. был принят Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ (далее - Федеральный закон N 376-ФЗ), внесший соответствующие изменения в часть первую НК РФ. Положения этого нормативного акта вступили в силу 1 января 2015 г. В данной статье автор рассматривает мероприятия налогового контроля с учетом произошедших изменений.
Предмет налоговых проверок
Предметом камеральной налоговой проверки являются налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа (п. 2.3 Письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 (далее - Письмо N АС-4-2/12705)). К ним относятся:
- ранее представленные налоговые декларации (расчеты);
- документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом), - при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);
- документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;
- документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (валютного контроля, проверок контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и т.д.);
- решения (постановления) налоговых органов;
- заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;
- материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС, региональными ведомственными соглашениями и т.д.;
- иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.
Здесь следует отметить, что до недавнего времени камеральная проверка проводилась исходя из представленных налогоплательщиками, налоговыми агентами деклараций. С 1 января 2015 г. при непредставлении плательщиками налоговых деклараций в установленный срок налоговые органы вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах.

Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах (статьи 1-11_2).  см. статью 5 Федерального закона от 8 июня 2015 года N 150-ФЗ); Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 232-ФЗ29 декабря 2015

В случае если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком будет представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе представленной декларации. Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у него документов (информации). Документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика. Такое положение содержит п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции Федерального закона N 376-ФЗ.
Остальные изменения, которые Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ внесены в ст. 88 НК РФ (затронули ее п. п. 3, 4, 8.3), носят корректировочный характер. В указанных пунктах слово "бюджет" заменено на словосочетание "бюджетная система РФ". До вступления в силу Федерального закона N 348-ФЗ в названных пунктах говорилось о сумме налога, подлежащей уплате в бюджет, сейчас с учетом произведенных правок данная фраза звучит так: "суммы налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ", - что исходя из норм бюджетного и налогового законодательства более верно.
Что касается выездной налоговой проверки, положения о порядке ее проведения не претерпели изменений. Она осуществляется на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ). Предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременная уплата налогов.
Период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, по которым назначена проверка. Выездная проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления деклараций за последний налоговый период по всем налогам, по которым она назначена (Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок" (далее - Письмо N АС-4-2/13622)).

Федерации о налогах и сборах"); 6. Налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 Кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых" введена в действие с 1 января 2002 г. Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ "О внесении изменений и

Период, который может быть проверен в рамках выездной налоговой проверки, не может превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (глубина выездной налоговой проверки) (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Исключением из этого правила является случай представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки. При применении положений абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ необходимо учитывать, что:
- названный пункт применяется в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий три календарных года, предшествующие году, в котором представлена такая декларация;
- этот пункт дает налоговому органу право провести выездную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;
- момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после нее) для применения нормы значения не имеет. Вместе с тем важно, проводилась ли ранее выездная проверка по тому налогу и за тот период, за который подана уточненная налоговая декларация, так как п. 4 ст. 89 НК РФ не предоставляет налоговому органу права проведения повторной выездной проверки по одному и тому же основанию.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных проверок в течение календарного года. Исключением является случай, когда руководитель ФНС принимает решение о необходимости выездной налоговой проверки в соответствии с п. 5 ст. 89 НК РФ.
Порядок проведения налоговых проверок
Рекомендации по проведению выездных и камеральных налоговых проверок содержатся в Письмах N N АС-4-2/13622, АС-4-2/12705. Ознакомившись с информацией, изложенной в них, можно понять, как проводятся выездные и камеральные проверки налоговыми органами.
Камеральные налоговые проверки. Они проводятся в следующем порядке (Письмо N АС-4-2/12705):
1) принятие и ввод в автоматизированную информационную систему налоговых органов (далее - АИС "Налог") данных всех налоговых деклараций (расчетов), представляемых на бумажных носителях и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
2) автоматизированный камеральный контроль, осуществляемый отделом камеральных проверок, в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов), который проводится с использованием внутридокументных и междокументных контрольных соотношений.
Работники отдела камеральных проверок ежедневно формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов и информации, поступающей в налоговые органы, и при необходимости их распечатывают. Указанные протоколы формируются в автоматизированном режиме в АИС "Налог", хранятся в базе данных и используются при проведении проверок;
3) дальнейшая проверка с проведением мероприятий налогового контроля осуществляется отделом камеральных проверок;
4) оформление результатов проверки актом налоговой проверки согласно ст. 100 НК РФ (при выявлении нарушений), а также иными документами в соответствии с главами части второй НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов.
В ходе камеральной проверки должностное лицо налогового органа, осуществляющее проверку, проводит:
а) проверку сопоставимости показателей налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
б) взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
в) проверку достоверности показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.
Должностное лицо налогового органа:
- проверяет правильность отражения в карточке "РСБ" налогоплательщика начислений по представленным налоговым декларациям (расчетам);
- анализирует протокол разногласий по результатам арифметического контроля и протокол проверки по контрольным соотношениям налоговых деклараций (расчетов);
- формирует и обобщает протоколы сопоставления показателей налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности и иных данных, содержащихся в информационных ресурсах налогового органа, а также информации внешних источников;
- в целях проведения контрольной и аналитической работы, в том числе по отбору налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, проведения внутреннего аудита (комплексные аудиторские проверки, дистанционный мониторинг, дистанционные проверки) и т.п., сохраняет сформированные протоколы в электронном виде;
- дополнительно проверяет построчный контроль данных налоговых деклараций, при необходимости сопоставляет показатели текущей декларации

года N 113-ФЗ. Российская федерация. Федеральный закон. О внесении изменений.  О налогах и сборах. Принят. Государственной Думой. 24 апреля 2015 года. Одобрен. Советом Федерации. 2 мая 2015

Содержание статьи «Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах  19.10.2015 Федеральный закон "О техническом регулировании". 17.10.2015 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также  Решение по делу 33-13683/2015 (24.12.2015, Кемеровский областной суд (Кемеровская область)) Решение по делу 33-13697/2015

В связи с этим принят Федеральный закон от 02.05.2015 № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового  за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах» (далее - Федеральный закон № 113-ФЗ). 2 мая 2015

Федеральный от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (вступает в силу 01.09.2016).  Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборахгода N 113-ФЗ. Российская федерация. Федеральный закон.  в) в абзаце первом пункта 2 слова "нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1" заменить словами "нарушений законодательства о 2 мая 2015

в) в абзаце первом пункта 2 слова "нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1" заменить словами "нарушений  2. Пункты 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2015 года. 2 мая 2015

в) в абзаце первом пункта 2 слова "нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 1351" заменить словами "нарушений  2. Пункты 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2015 года. 6 мая 201502.06.2015. Российская федерация. Федеральный закон.  в) в абзаце первом пункта 2 слова "нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1" заменить словами "нарушений законодательства о 2 мая 2015

Федеральным законом от 02.05.2015 №113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса  несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах»[1] (далее – Федеральный закон №113-ФЗ) предусмотрено 2 мая 2015

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.  © 1998 - 2015 ASSESSOR.ru.Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.  Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 397-ФЗ. Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

6 апреля 2015 года N 84-ФЗ. Принят. Государственной Думой.  "23) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и  Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его 6 апреля 2015

в) в абзаце первом пункта 2 слова "нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1" заменить словами "нарушений  2. Пункты 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2015 года.Федеральный закон от г. N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в  в) в абзаце первом пункта 2 слова "нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 2 мая 2015

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2015 г.) Принята Государственной Думой 16 июля 1998 года.  Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов15 января 2016

Законодательство РФ о налогах и сборах применяется в Крыму с 01.01.2015.  До 01.01.2015 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов 1 января 20151. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. [инфо] (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ). 5 января 2016