Меню

Готовности школьников к выбору профессии и преобладанием в школе традиционных подходов; меняющимся содержанием предметов гуманитарного цикла, необходимостью использования в школе разнообразных программ по профилям

new-school30.ucoz.ru›planprof.pdfПоказать ещё с сайтаПожаловатьсяwiki.iteach.ru›images/7/7b/Опросник…Успенского.docПоказать ещё с сайтаПожаловатьсяГлавные вкладки. Тест по теме: ОПРОСНИК для выявления готовности к ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ (по В.Б. Успенскому). 3 февраля 2013

Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения
Документация школьного психолога -
Документация (планы, отчеты, характеристики) 3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения
Основным вопросом, с которого начинается планирование деятельности при реализации любых видов работ психолога, является определение цели и задач деятельности, анализ применимости результатов в учебно-воспитательном процессе. Важно определиться в том, что ни одна цель в воспитательно-образовательном процессе не может быть достигнута силами только школьного психолога или социального педагога. Компетентный подход к новым технологиям учителей-предметников, классных руководителей, заместителей директоров школы, родителей может обеспечить действительно эффективную целесообразную работу. В первую очередь это касается психолого-педагогического сопровождения профильного обучения.
Цель психологического сопровождения профильного обучения: формирование психологической готовности к выбору профессии, содействие в профессиональном и личностном самоопределении школьников.
Задачи психологического сопровождения:
мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся на протяжении всего периода обучения;
выявление интересов, склонностей и способностей учащихся, содействие в формировании представлений о мире профессий и характере труда;
психологическая диагностика при отборе учащихся в допрофильные классы;
психологическая поддержка углубленной профориентации учащихся на этапе перехода в профильные классы;
содействие в профессиональном и личностном самоопределении старшеклассников.
Основанием для организации психологического сопровождения профильного обучения является "Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11–12 классы)" (далее Концепция), утвержденная Приказом № 893 (24.09.2004) Министерства образования Республики Беларусь.
"Неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения" (Концепция) .
Профильное обучение на старшей ступени 12-летней школы рассматривается как целостная система общеобразовательной профессионально ориентированной подготовки учащихся, обеспечивающая на основе дифференциации обучения получение старшеклассниками качественного общего среднего образования, формирование их готовности к осознанному профессиональному самоопределению, дальнейшему продолжению образования и трудовой деятельности (Концепция).

wiki.tgl.net.ru›images…8a/Готовность_к_профессии…Показать ещё с сайтаПожаловаться

Ключевыми понятиями для педагогов-психологов в данном определении являются: "профессионально ориентированная подготовка", "дифференциация", "готовность к осознанному самоопределению". При этом предполагается, что психолого-педагогические усилия будут распределены между допрофильной подготовкой учащихся, которая предполагает систему работы, содействующую самоопределению учащихся, и непосредственно профильным обучением, в процессе которого происходит либо подтверждение, либо опровержение ранее сделанного выбора.
Анализируя содержание задач, можно констатировать, что основная область применения психолого-педагогических технологий – это возраст, предшествующий непосредственно профильному обучению, когда идет процесс самопознания, самоопределения, формирования временной перспективы будущего. В школьном возрасте некорректно говорить о профессиональных способностях – речь может идти только об индивидуальных психологических способностях как предпосылках формирования профессиональных способностей.
Психологическая готовность к выбору профессии должна быть частично или полностью сформирована уже к началу профильного обучения. Фактически это предполагает ускоренную профориентацию подростка, что может сформировать деструктивные личностные противоречия.
Первая сторона противоречий связана с особенностями современного восприятия профессий. Еще десятилетие назад идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной "биографией", их профессиональными ценностями (это мог быть собирательный образ, но он обладал той степенью конкретности, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас в некоторой степени "идеальный образ профессионала" заменен на "идеальный образ жизни" (американский, европейский, олигархический и др.) Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.
Все это может приводить к растерянности педагогов, родителей, от которых психологи часто слышат жалобы на старших подростков: "Ему ничего не интересно, ничем не увлекается, никак не планирует свою жизнь; потребностей – выше крыши, а цель не стремится достигнуть". Разными способами взрослые пытаются помочь учащимся, которые либо находятся в состоянии неопределенности, либо уже сделали некий, не вполне устраивающий взрослых, выбор.

beluno.ru›doc/Метод реком учителю Введение…Показать ещё с сайтаПожаловаться

Вторая сторона противоречий также связана непосредственно с личностью учащегося. Профильное обучение наиболее эффективно в тех случаях, когда нет времени на профессиональную подготовку в процессе работы. Для современных короткоживущих профессий необходимы уже подготовленные кадры, готовые сразу приступить к работе. Это значит, что необходимо более строгое, чем раньше, соблюдение принципа соответствия профессии, т. е. выбор должен быть осознанным, самостоятельным. Налицо парадокс: с одной стороны, времени на выбор нет, с другой – этот выбор должен быть свободным, осознанным, самостоятельным. Подросток, оказавшийся под двойным давлением, чаще всего не способен найти адекватный выход без психологической помощи. Это означает, что профориентационная работа должна быть обязательным и значительным по времени компонентом любого профильного обучения. Причем профориентационная работа должна стать не только задачей психологической службы, но и универсальным компонентом образовательного процесса.
Третья сторона противоречий: ускоренная профориентация может способствовать преждевременному ограничению кругозора и самосознания сначала подростка, затем старшеклассника в связи с утилитарным и прагматическим отношением к образованию. По мнению российского психолога Н. Пряжникова, есть также опасность в том, что ориентация на подготовку узких специалистов ведет к ограничению возможностей в приобретении широкого кругозора. С другой стороны, множество учащихся из-за широты информационного пространства при обучении в старших классах не учатся, а мучаются и профилирование для них – реальный шанс укрепиться хотя бы в одной плоскости знания: они с большей охотой будут обучаться в профильной школе по тем предметам, которые им более интересны. Но если учесть, что тенденции к получению всеобщего обязательного (и бесплатного) среднего образования, а в перспективе – всеобщего высшего образования достаточно устойчивы именно в цивилизованных странах, то определенные сомнения относительно ранней профилизации все-таки остаются.
Работа педагога-психолога по обеспечению данного вида деятельности начинается уже с первых лет обучения ребенка в школе, когда на этапе первого психодиагностического минимума анализируется структура общего интеллекта, выделяются группы детей, имеющих особенности интеллектуальной деятельности, в том числе повышенные умственные способности, специальные способности, определяются направления индивидуальной и групповой развивающей работы. Параллельно с этой работой на классных часах педагоги вводят школьников в мир профессий.
Цель допрофильной подготовки в рамках средней школы (5 – 7-е классы) – выявление интересов, склонностей, формирование представлений о мире профессий и характере труда. Уже в пятом классе могут быть предъявлены первичные карты интересов, анкеты. Безусловно, четкой картины предпочтений еще не будет, и это объясняется особенностями возраста, тем не менее, такие исследования внесут вклад в изучение динамики формирования интересов и склонностей и дадут основу для рефлексии своих способностей школьниками.
Вопросы диагностической работы на этапе формирования допрофильных классов будут обсуждаться в разделе "Психодиагностические минимумы". При диагностике необходимо обязательно учитывать личный выбор самого подростка, принятие им решения о дальнейшей профессии. Выбор профиля обучения – совершение первичного профессионального самоопределения. От этого выбора в немалой степени зависит успешность обучения в старших классах и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом – и к будущей профессиональной деятельности.
Как отмечает Дубровина И. В., при комплектовании классов дифференцированного обучения необходимо помнить, что интеллектуальное развитие учащихся происходит в разном темпе. Существенное значение для развития интеллекта в этом возрасте приобретает мотивация учения, которая в юношеском возрасте станет основанием для готовности к профессиональному самоопределению. Психолог может помочь педагогам в развитии мотивации учения учащихся, обращая внимание на возрастные и индивидуальные особенности, способствующие или препятствующие формированию адекватной мотивации. При этом в развитии мотивации существенное значение приобретает общение с учителем как с человеком, заинтересованном и в предмете, и лично в школьнике.
В 7–8-х и особенно в 9–10-х классах (по 12-летнему обучению) целесообразно использовать результаты психодиагностики для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию, тем более, что в этом возрасте особо велик интерес к собственному Я. Даже если внешне подростки выглядят не ищущими ответов на вопросы "какой я?", "какие у меня качества?", "дадут ли они возможность стать тем, кем я хочу?", "видны ли мои недостатки?", – они мучительно, чаще в одиночку, переживают по всем этим поводам. Именно в период допрофильной подготовки, когда идет первичный выбор, важно создать условия для формирования дове

Тест "Готовность к выбору профессии". Выбор профессии - занятие очень ответственное.  Тест «Колледж или ВУЗ» Тест на профессию «Юрист» Тест на профессию «Экономист» Тест «Финансово-экономический профиль» Тест

Профиль. Сообщения.  Тест «Готовность к выбору будущей профессии». Инструкция: Опросник состоит из 20 пунктов, по каждому из которых возможны варианты ответа: a, b, c, d. - презентация.Автореферат диссертации по теме "Психологическая готовность к выбору профессии у старшеклассников".  В-принимаемой - отмечается адекватность Ц.0 деятельности ой готовности, близость профиля обучения в УПК и будущей 'работы

Формирование готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в подростковом возрасте. Ревина Ирина Ароновна, 08.08.2008. 8 августа 2008

«Готовность к выбору профиля обучения девятиклассников. на этапе предпрофильной подготовки».  · Опросник «Готовность старшеклассников к выбору профессии» (методика В. Б. Успенского).(по материалам С.Н. Чистяковой) Прежде, чем проводить диагностику по определению выбора профессии школьника, он должен: понять, что такое «личность» и «Я  Методика выявление готовности старшеклассников к выбору профиля обучения.

сферы будущей профессиональной деятельности.Проблема выбора профиля является непростым испытанием, как для учеников, так и для их родителей.  1. Методика определения готовности к выбору профессии (Методика В. Б. Успенского).

к выбору профессии. (подготовлен профессором В.Б. Успенским). Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии. Ход проведения.Методика выявление готовности. Старшеклассников к выбору профиля обучения.  Прежде, чем проводить диагностику по определению выбора профессии школьника, он должен: понять, что такое «личность» и «Я

Поэтому готовность к выбору профиля рассматривается как комплексное новообразование, а его формирование в рамках  28. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии: Сб. науч. тр. /

Формирование готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в подростковом возрасте : диссертация  кандидата психологических наук : 19.00.07 / Ревина Ирина Ароновна; [Место защиты: НижегорМетодика выявление готовности старшеклассников к выбору профиля обучения. страница.  (по материалам С.Н. Чистяковой) Прежде, чем проводить диагностику по определению выбора профессии школьника, он должен: понять, что такое