Меню

Сущность налогов как финансово-экономической категории, их функции и принципы налогообложения. Понятие и характеристики налоговых систем. Система налогового законодательства Российской Федерации.

Налоговая система России была сформирована в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".Главная - Экономические - Налоги. Характеристика налоговой системы России и стран СНГ.  3. Закон РФ от 27.12.91 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».Название: Налоговая система России, её характеристика Раздел: Рефераты по финансам Тип: курсовая работа Добавлен 02:56:27 25 июня 2011  Новый этап в развитии налоговой системы начался с принятием 1 января 1999 года НК РФ, часть 1.

Действующим налоговым законодательством не предусмотрено нормативное определение понятия «налоговая система». Глава 2 НК РФ определяет лишь понятие системы налогов и сборов в Российской Федерации, которая является лишь частью налоговой системы.
Действовавшая ранее ст. 2 Закона об основах налоговой системы устанавливала следующее определение: «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налогов)», взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Однако оно не включало ряд важных составляющих, характеризующих любую налоговую систему, а именно:
• систему налоговых органов;
• систему и принципы налогового законодательства;
• принципы налоговой политики;
• порядок распределения налогов по бюджетам;
• формы и методы налогового контроля;
• порядок и условия налогового производства;
• подход к решению проблемы международного двойного налогообложения и др.
Поэтому можно согласиться с мнением С. Пепеляева, определяющим налоговую систему как взаимосвязанную совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Налоговая система характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.
К экономическим показателям в первую очередь относится налоговый гнет, определение которого было дано ранее.
Другим экономическим показателем служит соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. В высокоразвитых странах, экспортирующих в основном готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные поступления в бюджет осуществляются за счет налогообложения торговли внутри страны.
В менее развитых странах за счет таможенных пошлин на экспортируемое сырье велика доля доходов от внешнеэкономической деятельности. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в высокоразвитых европейских странах составляет 1 : 1, в современной России, в экспорте которой преобладает сырье, -2:1.
Для характеристики налоговой системы используется также соотношение прямого и косвенного налогообложений. Данное соотношение зависит от уровня развития страны, поскольку сбор косвенных налогов не требует развития налогового аппарата и изощренной системы расчетов. В России доля косвенных налогов в 1994 году составила 73,46%, в настоящее время отмечается устойчивая тенденция роста косвенных налогов в структуре обязательных платежей в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды.
Структура прямых налогов также выступает в качестве экономического показателя налоговой системы. Для высокоразвитых стран характерна высокая доля подоходных налогов, налогов на имущество и страховых выплат, в то время как в России, к примеру, наиболее значимым из всех существующих прямых налогов остается налог на прибыль (37,26%), а налог с физических лиц составляет всего 8,02% налоговых поступлений.

Действующая налоговая система Российской Федерации функционирует с 1 января 1992 г. в соответствии с законом «Об основах налоговой системы» от 27 декабря 1991 г., а с 1 января 2001 г. — с Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

Одной из наиболее важных политико-правовых характеристик организации налоговой системы является соотношение компетенций центральных и местных органов власти в деле регулирования налоговой сферы. В обобщенном виде содержание данной характеристики состоит в праве органов власти определенного уровня устанавливать и вводить налоги.
Существуют три варианта соотношения компетенций:
1. вариант «разные налоги» подразумевает полное разделение прав и ответственности в установлении налогов либо неполное разделение, когда центральная власть устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит общегосударственные налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению органы на местах;
2. для соотношения «разные ставки» характерно введение центральной властью закрытого перечня налогов, а в свою очередь органы власти на местах устанавливают конкретные ставки в пределах, установленных центральной властью;
3. соотношение «разные доходы» состоит в том, что суммы уже собранного налога делятся между властными органами различных уровней.
Обычно используются комбинации трех или двух форм.
Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 годов, в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране – все это непосредственно повлияло на ее становление.
Существующая российская налоговая система создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. Но основные элементы российской налоговой системы не копировались полностью с западных образцов, а формировались с учетом национальной специфики.
Важнейшим элементом налоговой системы стал новый для России налог – налог на добавленную стоимость (НДС), который вместе с акцизами заменил налог с оборота и налог с продаж. Введение НДС, широко применяемого в западноевропейских странах, предполагало начало

Понятие «налоговая система» было впервые введено Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1.

интегрирования в европейский рынок. Последствием этого стало явное преобладание косвенных налогов над прямыми.
Введение в действие системы косвенных платежей (НДС и акцизов) преследовало цель создания реальных условий для финансового оздоровления экономики за счет пропорционального увеличения налоговых поступлений в зависимости от изменения уровня цен, а также решения задач повышения доходной части бюджета, тем более что первоначально ставка налога была установлена в 28%.
Однако в условиях либерализации цен новый российский налог вызвал удорожание потребительских товаров и услуг и выполнял чисто фискальные функции.
В последние несколько лет вырос удельный вес в доходах федерального бюджета акцизов, что можно в большей мере оценить как негативное явление, сдерживающее как повышение доходов населения – основного плательщика налогов, так и отрицательно сказывающееся на развитии перспективных отраслей и высокотехнологичных производств.
Если сравнивать структуру прямых налогов в России с аналогичной структурой в зарубежных странах, то резким отличием российской налоговой системы является низкая доля подоходного налога с физических лиц (в странах ОЭСР она составляет около 30% общего объема налоговых поступлений) и высокая доля налога на прибыль предприятий (в странах ОЭСР – примерно 7% общего объема налоговых поступлений).
Поэтому одной из целей проводимой налоговой реформы становится поэтапный перенос существующего налогового бремени с предприятий и организаций на граждан. Однако очевидно, что мероприятия, проводимые в этом направлении должны опосредоваться мерами, направленными на улучшение благосостояние граждан и защиту частной собственности.
Существенным недостатком налоговой системы России признаются ее нестабильность и неурегулированность. Законы о введении нового режима налогообложения зачастую принимаются или изменяются в течение финансового года. Отсутствие нормативного регулирования вновь возникающих отношений приводит к тому, что существующая ниша заполняется различными подзаконными актами, разъяснениями и толкованиями налоговых органов и судебной практикой.
Среди форм и методов налогового контроля преобладают камеральные, документальные и встречные проверки. Система компьютеризированного учета и контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения на основе обмена данными государственных органов и обязанных лиц только формируется.
Права налогоплательщиков как при уплате налогов, так и при применении к ним ответственности, а также способы защиты их прав и интересов перед государственной машиной ограничены несовершенством нормативной базы и отсутствием каких-либо гарантий от незаконных действий и возмещения убытков. Обязанности налогоплательщиков значительно превосходят по объему их права.
Особенностью российской налоговой системы необходимо назвать и жесткость, по сравнению с зарубежными налоговыми системами, финансовых и административных санкций за нарушения налогового законодательства.
Повсеместно можно назвать низкий уровень культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины.
По мнению специалистов – экономистов и правоведов, наша налоговая система по набору налогов отвечает мировым стандартам.
Налоги на имущество, доход и потребление составляют костяк любой податной системы. Других практика просто не знает. В структуре налогов ведущее место занимают налоги с предприятий при незначительной доле личного подоходного налога. Данное обстоятельство сложилось исторически, и дальнейшие сдвиги возможны только вместе с развитием отечественной экономики и ее сегментов. Похожие статьи:
Анализ динамики поступлений в консолидированные бюджеты по НДФЛ в 2003-2007 годах
Социальный объект налогообложения
Налогообложение некоммерческих организаций
Имущественные налоговые вычеты
Социальные налоговые вычеты
Категории
Вопросы и ответы по госам (102)
Дипломные работы по налогам и налогообложению (39)
Задачи и тесты по налогам и налогообложению (49)
Контрольные вопросы (27)
Курсовые работы (17)
лекции по налогам и налогообложению (444)
налоговое администрирование (1)
налоговое консультирование (23)
налоговые системы зарубежных стран (19)
налоговый контроль (5)
налоговый учет и отчетность (16)
налогообложение некоммерческих организаций (19)
налогообложение участников внешнеэкономической деятельности (39)
налогообложение физических лиц (130)
организация и методика проведения налоговых проверок (76)
прогнозирование и планирование в налогообложении (25)
региональные и местные налоги и сборы с организаций (2)
научные статьи по налогам и налогообложению (7)
Отчеты о практике (19)
Рефераты по налогам и налогообложению (89)
Шпаргалки по налогам и налогообложению (152)
Это интересно (26)

До введения части второй НК РФ сохраняют силу ст. 19—21 Закона РФ № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», содержащие перечень российских налогов.

2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации 90-х годов и  налоговой системы: экономический, правовой, организационно-управленческий.  Законом РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в РоссийскойРаздел 2. Виды налогов в РФ.  Глава I. Характеристики налоговых систем стран с рыночными экономиками. Раздел 1. Экономическое содержание налога.

курсовая работа Налоговая система РФ. Понятие и основные характеристики налоговых систем. Информация  12 Экономические принципы налоговой системы РФ, ………… 15.

1.Финансовая система РФ, характеристика ее звеньев. 1. 2. Экономическое содержание и необходимость финансов.  15. 13. Направления совершенствования налоговой системы РФ.Тема: "Характеристика налоговых доходов бюджета. Студенты: Юсифова Р.М.  1. Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций  В основу налоговой системы РФ положены следующие принципы (правила) ее

Был принят Закон РФ от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской  В течение ряда лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно  Итак, дадим характеристику основных элементов налоговой системы Российской

Скачать бесплатно Налоговая система РФ Загрузить Налоговая система РФ.  2.1 Экономическая характеристика организации. 2.2 Федеральные налоги, уплачиваемые организацией. 1 января 2006Налоговая система РФ: понятие, существенные условия налогообложения. Экономические характеристики налоговой системы. Новации в 2012 г. Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 40; Нарушение авторских прав.

Глава 1. Экономические основы и принципы построения налоговой системы. 1.1. Сущность налогов и их роль в  Глава 2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации. 2.1. Структура построения налоговой системы РФ.

2. Принципы построения налоговой системы РФ….9. 3. Налоговый кодекс РФ и его роль в развитии налоговых правоотношений15. 4. Современная налоговая система РФ в сравнении с зарубежными.Основные принципы построения налоговой системы РФ Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 г. Но уже в  Функции банков и их характеристика. Роль банков в экономическом развитии.

Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран.  налоговой системы Российской Федерации 33 Раздел 2. Виды налогов в РФ.  Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника

Оглавление Введение 1. Характеристика налоговой системы Российской Федерации 2. Характеристика налоговой системы Эстонии 3. Сравнительная характеристика налоговых систем РФ и Эстонии 3.1.Основополагающим законом России по вопросам налогов является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).  Основу налоговой системы составляют федеральные налоги, к которым относятся