Меню

Развитие психологии профессионального образования в россии

Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Психологические основы профессионального  выбор профессии, профессиональное самосознание, анализ этапов профессионального развития субъекта и связанных с нимmshu.edu.ru›…Профессиональное обучение…Психология…Показать ещё с сайтаПожаловатьсяРеферат: Профессиональное развитие. Министерство образования Российской Федерации ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  На психотехническом этапе развития профессиональной психологии основным выступало понятие

В профессиональной деятельности становление личности происходит особенно интенсивно, поскольку она концентрирует на себе основную активность субъекта. Формирование личности здесь представляет собой процесс образования особого типа системных отношений. Е. А. Климовым выделены основные фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях, характеризующих личность. Оптант (фаза оптанта, оптации). Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку они задаются условиями жизни, культурой.
Если в роли оптанта оказывается профессионал (частично утративший трудоспособность или оказавшийся без работы и вынужденный переменить профессию), то календарный возраст здесь может быть любым в интервале трудоспособности. Фазе оптации предшествует профессиональная ориентация. Ее возрастные границы определяются социальными факторами (дети из неблагополучных семей, воспитывающиеся в школах-интернатах, относительно рано, уже в подростковом возрасте, определяют свое профессиональное будущее, поступая в профессиональные училища; оканчивая кратковременные курсы, приступают к работе на производстве).
Адепт (или фаза адепта), так называемая "заспинная" подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт - человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве - слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).
Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи.
Интервал (или фаза интернала) - это уже опытный, что называется "наторевший" в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.
Мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики основных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание).

процессов, для профессионального - развитие всех noдструктур личности.  При этом в начале производственного обучения длительность этапов (шагов)  – 397 с. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие.

Авторитет (или фаза авторитета). Он, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.).
Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.
Наставник (фаза наставничества, наставника в широком смысле слова как человека, у которого коллеги готовы поучиться, перенять опыт). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии "обрастает" единомышленниками, учениками, последователями.
Кризисные моменты, отмечаемые в периодизациях возрастного развития, частично совпадают с кризисами профессионального развития. Особенно отчетливо это обстоятельство проявляется при анализе нормативных кризисов взрослой жизни. Так, первый нормативный кризис взрослой жизни, выпадающий на период ранней взрослости, связан с задачей перехода к самостоятельной жизни и независимости от родителей. На этот же период выпадает и начало самостоятельной профессиональной деятельности, по сути, "кризис рождения профессионала". Он включает в себя целый ряд сложностей: трудность вхождения в жесткий режим, неуверенность в своих возможностях, необходимость доучиваться, а иногда и переучиваться, адаптации к профессиональным взаимоотношениям.
После завершения периода адаптации молодому специалисту требуется некоторое реальное подтверждение его профессиональных достижений в виде прибавки в зарплате, повышения статуса или предложения интересных перспектив. Если этого не происходит после 4-5 лет работы, появляются эмоциональный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом, дальнейшее сохранение ситуации становится залогом более тяжелого протекания следующего нормативного психологического кризиса - кризиса 30-летия, одного из самых острых кризисов нормативного развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность в некоторых ощутимых переменах. Возможны 5 основных путей разрешения этого кризиса: 1 - прекращение профессионального роста; 2 - стабилизация на достигнутом уровне; 3 - ограничение профессиональных притязаний; упрочение одной из сторон профессиональной деятельности; 4 - поиск новых путей развития, выводящих на более высокий профессиональный уровень; 5 - деструктивное разрешение-конфликт, смена работы, попытка начать все сначала.

Profile-edu - этот ресурс посвЯщен образованию всех уровней. ‘айт содержит множество полезной информации о современной педагогике и психологии.  Этапы становления и развития профессионального образования. В 1860-е гг. в России

Нормативный кризис середины жизни (40-44 года) в профессиональной деятельности воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня. В целом прохождение кризисов профессионального развития оказывает существенное влияние на весь профессиональный цикл.
Подводя итоги, следует отметить, что профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессионального развития, имеющем свое психологическое содержание.
> = Перейти к содержанию учебника =
3.3. Этапы профессионального пути по Е. А. Климову
Вопросы по теме лекции
Каждый ли работник проходит в своем развитии этапы от адаптации к гармонизации с профессией? Какова, судя по Вашему опыту, может быть длительность и развернутость этих этапов? Заканчивается профессиональное самоопределение к моменту вы бора профессии? Возможно ли несовпадения или противоречия между процессами профессионализации и социализации? Приведите примеры. Какой тип карьеры характерен для
4.3. Служебно-профессиональное продвижение персонала
Поспешай не торопясь Понятия «служебно-профессиональное продвижение» и «карьера» являются близкими, но не одинаковыми. Под служебно-профессиональным продвижением понимается предлагаемая организацией плановая последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти. Под карьерой понимается фактическая
Вопросы к семинару
Процесс понимания. Основные этапы. Процесс восприятия. Основные этапы. Способности к чтению у детей разных возрастов. Элементы вхождения в текст (на примере любого художественного
Психология профессиональной деятельности
несомненно, относится научно-практическому направлению. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Психология профессиональной деятельности тесно связана с психологией труда. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся, изучает условия и разрабатывает
3. Психология профессионального становления личности
Необходимо рассматривать профессиональное становление как процесс, длящийся всю жизнь. Профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности. 3.1. Этапы профессионального пути по Сьюперу Весь профессиональный путь Сьюпер разделил на пять этапов. В первую очередь автора интересовало выяснение
Лекция № 5 Операциональная сфера профессионализма
План: Общая характеристика операциональной сферы профессиональной деятельности. Профессиональные способности, знания, умения и навыки. Професиональное сознание и самосознание. Профессиональное мышление и профессиональная обучаемость. Профессиональная общность и профессиональная среда. Основные понятия: Операциональная сфера профессионализма. Психологические средства труда. Профессионально-важные
Вопросы для самоконтроля:
1. Приведите классификация оборотных активов предприятия. 2. Как рассчитать продолжительность производственного, финансового и операционного цикла? 3. Перечислите этапы формирования политики управления оборотными активами предприятия. 4. Каковы этапы формирования политики управления запасами? 5. Перечислите этапы управления текущей дебиторской задолженностью. 6. Какие Вы знаете типы кредитной
профессиональная обучаемость
Для характеристики операциональной сферы важна также профессиональная обучаемость - открытость к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к меняющимся условиям профессионального
Выявление профессиональных наклонностей
Выяснение профессиональных наклонностей помогает и работнику, и работодателю наметить пути, которые необ ходимо предложить конкретному человеку для его роста И снова мы хотим подчеркнуть необходимость ИСПОЛЬЗО ван ия максимального количества тестов в целях рас шире ния возможностей личности, а не ограничения
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В конспектах лекций по курсу «психология профессиональной деятельности» излагаются основные концепции профессиональной деятельности, раскрываются главные теоретические понятия, описаны психологические критерии, уровни, этапы, ступени продвижения человека труда к профессионализму, обобщены психологи

компоненту процесса профессионального развития личности педагога-психолога на период его образования.  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Назовите основные этапы развития психологии труда (промышленной, индустриальной психологии)?

Кафедра социологии, политологии, психологии и педагогики. Курсовая работа. по общей и профессиональной педагогике на тему  Основные этапы развития профессионального образования в России (вторая половина XIX – начало XXI вв.)Глава 5 («Психология профессионального образования») имеет свою специфику  отмечается в Докладе международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI в., главной задачей на современном этапе развития человеческой цивилизации должно

Профессиональная психология.  Основные этапы развития мировой социологической мысли. III. Период обратного развития приступа.

Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX - XXвв.  Высшего профессионального образования.культуру, в институт по обогащению, ее расширенному воспроизводству" (Проблемы психологии образования, 1992.  На каких-то этапах своего профессионального развития, например при обучении в психологическом вузе, будущий психолог часто

Предметная область психологии профессионального образования включает в себя  Младший школьный возраст(от 7 до 12 лет). Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка.

Впервые проблемы психологии профессионального образования встали в 20-х годах ХХ ст. в рамках психотехники как науки о труде.  При этом диагностика «профессионально важных признаков» проводилась на начальных этапах развитияПсихология профессионального образования I (2009522). Материал из Репозиторий учебно-методических материалов  представление о содержании профессиональной деятельности; 4) развить понимание этапов профессионального развития личности.

Реферат: Психология профессионального образования предмет, задачи, связь с другими науками. (Cтраница 1 из 1).  анализ этапов профессионального развития субъекта и связанных с ним психологических проблем сопровождения

6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, то есть ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов  Наконец, можно обозначите еще одну возможную линию профессионального развития психологов.- этапы развития человека как субъекта труда, - этапы освоения профессии  Традиционно в психологии труда рассматривают развитие профессионально  Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой

задания для 202 по пед психологии. развитие и обучение.  Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога. Педагогу-психологу необходимо знать свои индивидуальные особенности и то, как они проявляются на

6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, то есть ко всему тому, что на этапе обучения в  самый важный уровень профессионального образования — образования и развития личности будущего психолога.История развития психологии профессионального образования в России и за рубежом.  4.Профессиональное самоопределение человека на этапе молодости.