Меню

Как оценить деловую репутацию организации

"Руководитель строительной организации", 2010, N 9 КАК ОЦЕНИТЬ РЕПУТАЦИЮ КОМПАНИИ Репутация компании является  Оценка деловой репутации требуется и в тех случаях, когда необходимо оценить нанесенный ей ущерб.Существуют методы оценки деловой репутации предприятия (гудвилла): o бухгалтерский метод  Определите стоимость деловой репутации компании "Б", которую приобрела компания "А".Доля деловой репутации, относящаяся на неконтролирующую долю участия кредитной организации в компании «Олимп» - 35% ((20 800 : 59 000) х 100%). При поэтапном объединении бизнеса кредитная организация оценивает долю участия 1 февраля 2012

Автор статьи: Анна Николаева
В мировой практике не существует единого определения понятия деловой репутации.
В Гражданском Кодексе (ст.150, 152 ГК РФ) и других нормативных документах Российской Федерации определение понятия «деловая репутация» отсутствует. Российские стандарты бухгалтерского учета под «деловой репутацией», в принципе, понимают то же самое, что международные стандарты называют «гудвиллом». Однако применение термина «гудвилл» в деловом обороте является более обоснованным и содержательным для обозначения конкретной экономической категории, чем определение «деловая репутация», отражающее величину гудвилла, но имеющее ряд альтернативных значений неэкономического свойства.
Наиболее полным представляется следующее определение:
Деловая репутация – это нематериальный актив (НМА) компании, который складывается из различных составляющих, таких как наличие клиентуры, местоположение, номенклатура продукции, лояльность потребителей, доверие, которые не могут быть отдельно выделены или оценены, но создают дополнительную прибыль. В общем виде, это все то, помогает компании получать прибыли больше на единицу активов, чем у средней аналогичной компании.
В оценке репутации можно выделить два подхода — количественный и качественный. Внутри них существует множество способов оценки деловой репутации, и это всего лишь отражает существующее разнообразие в определении этого понятия. В настоящее время сложилось несколько основных подходов к определению стоимости деловой репутации. К качественному подходу относятся метод социологических опросов и рейтинговый метод, последователи которых придерживаются мнения о том, что подсчитать точную стоимость гудвилла нельзя, а можно только зафиксировать ее изменение — в худшую или лучшую сторону.
Группу доходных методов составляют следующие методы:
Метод избыточных прибылей (избыточной рентабельности).
Метод дисконтирования денежных потоков.
Остаточный метод.
Казначейский метод.
Метод практиков.
Анализ существующих методов расчета деловой репутации (гудвилла) свидетельствует о следующем:
1. В Российской Федерации единственным утвержденным методом оценки гудвилла в является так называемый «остаточный» метод (ПБУ 14/2007), согласно которому гудвилл определяется для постановки на баланс предприятия в виде разницы между стоимостью приобретения предприятия и стоимостью его активов. Данный подход не определяет гудвилл в качестве актива, приносящего доход, и не предусматривает возможности использования результатов оценки в управлении. Это обстоятельство создает ряд ситуаций, которые ставят под сомнение состоятельность подобной точки зрения.

26.01.04Как оценить деловую репутацию"Финанс"Андрей Школин РЕПУТАЦИЯ Единой трактовки понятия деловой репутации, или ее англоязычного эквивалента гудвилла, до сих пор не существует. Но, несмотря на это, отечественные компании

Евгений Нейман, вице-президент Российского общества оценщиков приводит такой пример: «При прокладке третьего транспортного кольца под снос подпадало здание, в котором находился ресторан. У ресторана был определенный круг посетителей, сложившаяся репутация и т.д. Компенсация за ресторан была назначена в размере балансовой стоимости активов компании, что, разумеется, не устраивало собственников бизнеса. Для того чтобы обосновать то, что предлагаемая цена не может быть справедливой, потребовалось оценить гудвилл и включить его в стоимость ресторана, как готового бизнеса. Дальнейшее решение вопроса проходило в результате торга между собственниками и представителями администрации».
2. Метод дисконтирования денежных доходов характеризуется необходимостью наличия информации для определения размера ставки дисконтирования.
Данная проблема может быть решена с помощью публичной обновляемой базы данных компании Interbrand, предлагающей модель для расчета ставки дисконтирования.
3. Казначейский метод практически повторяет метод дисконтирования денежных доходов. Основным отличием является альтернативное решение вопроса определения размера ставки дисконтирования – она устанавливается директивно Налоговой службой США. Следствием такого подхода является несоответствие ставки изменениям рыночной конъюнктуры. В России же эти ставки вообще не устанавливаются.
В США для предприятий с низким уровнем риска рекомендуется принимать коэффициент капитализации для материальных активов в размере 8%, для нематериальных – 15%. Для предприятий с относительно высоким риском соответственно 10 и 20%.
4. Статистический метод проявляет прямую зависимость от качества и размеров выборки базы данных, что в значительной степени повышает субъективность оценки.
5. Остальные методы характеризуются либо недостаточной методической проработанностью (квалиметрический метод), либо очевидной негибкостью подхода к оценке, что в значительной степени снижает точность полученного результата (метод практиков). Однако при использовании квалиметрического метода, в отличие от большинства других, не требуется наличие среднеотраслевых показателей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Признается существование деловой репутации как самостоятельного актива (совокупности неосязаемых неидентифицируемых активов) или как фактора обуславливающего получение дополнительного дохода. Применение доходного подхода к определению стоимости деловой репутации позволяет руководствоваться полученной величиной в принятии управленческих решений в процессе работы предприятия. Таким образом, с точки зрения потребностей менеджмента приоритетными является развитие доходных методов расчета деловой репутации.

Российские стандарты бухгалтерского учета под «деловой репутацией», в  Деловая репутация – это нематериальный актив (НМА) компании  Для того чтобы обосновать то, что предлагаемая цена не может быть справедливой, потребовалось оценить

Представляется целесообразным внесение в Гражданский кодекс и другие нормативные документы Российской Федерации определение понятия «деловая репутация».
В целях обобщения признаков, по которым характеризуется гудвилл, можно использовать следующую классификацию гудвилла:
- по области применения – юридический, экономический;
- по типу объекта с которым он соотносится – институциональный и персональный;
- по характеру возникновения – созданный и приобретенный;
-по критерию успешности бизнеса – положительный и отрицательный.
4. Исследование величин бренда компании и гудвилла на базе сопоставления формируемых ими денежных потоков продемонстрировало их идентичность. Теоретическое обоснование данных активов не дает возможности говорить об идентичности этих понятий, однако приведенное сравнение говорит о необходимости совершенствования методической базы, на случай если какая-нибудь компания захочет оценить свой бренд и гудвилл одновременно.
5. Установление на законодательном уровне в России ставок капитализации по различным активам позволит использовать казначейский метод расчета стоимости деловой репутации, что, однако, имеет и негативные моменты. Другим способом решения проблемы может быть тщательный подбор данных по компаниям-аналогам, если таковые существуют в отрасли, что позволит повысить достоверность оценки и избежать допусков, присущих широким обобщениям. При отборе аналогов нужно руководствоваться следующими критериями: предприятия производят аналогичную продукцию, расположены в той же местности, обладают аналогичными производственными мощностями.
Если обоснованно определить среднеотраслевую норму на капитал и грамотно сделать все расчеты коэффициента капитализации, то можно получить вполне удовлетворительный результат. Причем абсолютная ошибка, возможная при данном методе, будет значительно меньше, чем при капитализации общей прибыли, так как избыточная прибыль во много раз меньше, а стоимость материальных активов достаточно точно рассчитывается.
6. Развитие методик расчета деловой репутации происходит квалиметрическим методом, т.к. это единственный метод, созданный непосредственно для оценки отрицательной деловой репутации – бэдвилла. По мнению Елисеева гудвилл – это потеря стоимости, связанная со снижением чистого операционного дохода. Снижение дохода возможно в связи с физическим, функциональным износом и негативным влиянием экономических факторов, т. е. в результате влияния трех вышеперечисленных износов. В бухгалтерской отчетности более точно с научной и практической точки зрения отражать моральный и экономический износ в форме отрицательного гудвилла.
Величину физического износа в бухгалтерском учете и теории оценки принято определять как отношение фактического срока службы к общей продолжительности экономической жизни актива. Функциональный и экономический износы определяются экспертным путем профессиональными оценщиками. Общепринятая методика их расчета отсутствует, поэтому величина этих износов, определенная различными оценщиками, может отличаться в два раза и более.
В настоящее время в практику оценки вошел порядок, согласно которому сначала определяется полная восстановительная стоимость, а затем, вычитая физический, функциональный и экономический износ, оценщик находит остаточную стоимость, которая и заносится в баланс. При этом одни оценщики считают, что экономический и функциональные износы обесценивают стоимость нового имущества и уменьшают на их величину полную восстановительную стоимость, из которой затем вычитают физический износ. Другие оставляют первоначальную стоимость без изменения и добавляют к физическому износу эти два новых вида. С точки зрения бухгалтерского учета и теории финансового менеджмента оба варианта неприемлемы. Если мы уменьшим полную восстановительную стоимость, то занизим базу амортизации, и ее не будет хватать даже для обеспечения простого воспроизводства. Если занизить остаточную стоимость, то актив быстро самортизируется, и его остаточная стоимость будет равна нулю, несмотря на то, что он будет эксплуатироваться.
7. С целью повышения точности оценки деловой репутации методом дисконтирования денежных доходов целесообразно использовать данные компании Interbrand, предлагающей статистическую информацию для расчета величины ставки дисконтирования: R= R f+ brendbeta x ( Rm- R f), где
R f – безрисковая ставка;
R m – среднерыночная ставка доходности;
brendbeta – коэффициент, который определяется с помощью графика, характеризующего силу бренда (гудвилла). При расчете brendbeta сначала определяет рейтинг бренда по специальной таблице экспертным путем (в баллах): каждый знак получает рейтинг в интервале от 0 до 100 баллов. Соответственно, средний товарный знак, то есть получивший рейтин

Каждый фактор, составляющий деловую репутацию, не может быть оценен в отдельности2.  Таблица 1. Достоинства и недостатки методов оценки деловой репутации компании.

Оценка деловой репутации (goodwill). Гудвил - это преимущества, которые получает покупатель при покупке уже существующей и действующей компании в сравнении с организацией новой фирмы.. Современные методы оценки деловой репутации компании. Заключение.  Каждый фактор, составляющий деловую репутацию, не может быть оценен в отдельности.

Оценка нематериальных активов, оценка гудвилла (деловой репутации).  Это так же может дать компании прибыль превышающую отраслевую норму.  и оценить отдельно вычленив таким образом саму деловую репутацию и ее стоимость.

Как оценить деловую репутацию?  Одним из наиболее распространенных методов оценки деловой репутации компании является метод избыточных прибылей. 9 апреля 2008Правильная оценка деловой репутации компании - залог получения справедливой рыночной цены.  И если бренды, ноу-хау, патенты можно оценить сами по себе, вне зависимости от бизнеса в целом, то оценка гудвилла в отрыве от компании

Как оценить репутацию организации и в каких случаях это необходимо сделать? Что такое гудвилл?  В российских судах все чаще рассматриваются иски о нанесении ущерба деловой репутации той или иной компании.

Сложность с оценкой деловой репутации возникает также и тогда, когда речь идёт о непубличной компании, акции которой не обращаются на биржах и, соответственно, крайне сложно оценить рыночную стоимость компании.16 июня 2012Методический подход к оценке деловой репутации страховой компании.  При этом необходимо иметь в виду, что деловая репутация – это не конкретный физический ( естественный) параметр, который формально можно измерить, оценить каким-либо

Первоначально нужно определить, что такое хорошая деловая репутация компании: во-первых, это сильная команда менеджеров и  Оценить лояльность потребителей, их доверие к торговому знаку и бренду в целом, и учесть эти факторы при оценке

Что такое оценка репутации фирмы? Деловая репутация компании в структуре нематериальных активов выделена в отдельную строку (понятие) в соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса РФ.Понятие деловой репутации или гудвилла компании, подходы к оценке их величины.  Деловая репутация фирмы является тем нематериальным активов, который не передается и не списывается – это неотчуждаемый актив.

Такая оценка позволит оперативно оценивать последствия принятия управленческих решений с точки зрения их влияния на стоимость компании Иванов А.Е., Матвийшина Е.М. Анализ современных методов оценки деловой репутации.

Рис.2. Методы оценки деловой репутации компании.  Данный метод позволяет оценить эффективность бизнеса, надежность и открытость компании, степень доверия со стороны целевой аудитории, выявить проблемные стороны и наметить действия поПодобная оценка отражает общую стоимость деловой репутации у компании или фирмы.  Как оценить деловую репутацию организации. Оценка деловой репутация организации – понятие комплексное и субъективное.

Независимая оценка деловой репутации организации также проводится для внесения её как вклада в уставной капитал или  оценены те элементы стоимости компании, которые не имеют материальной природы (в том числе деловая репутация).

первоначально оценивать эту деловую репутацию по ее себестоимости, то есть по сумме, на которую стоимость приобретенного  1. Оценка деловой репутации как оценка разности между стоимостью компании и рыночной стоимостью всех ее активов.Как оценить деловую репутацию. Деловая репутация до сих пор не имеет единую трактовку. Но при этом российские компании прибегают к оценке деловой репутации.