Меню

Какие стадии профессионального развития выделяют прогрессивная

sisp.nkras.ru›О журнале›issues/2012/4/voyko.pdfПоказать ещё с сайтаПожаловаться1) Т допрофессионального развития (от рождения до 11-12 лет, выделяются стадии раннего детства; стадия  3) Т собственно профессионального развития (19-60 лет). Маркова и Бодров выделяют еще один период — послепрофессионализм (периодТ.В. Кудрявцев выделяет следующие стадии профессионального становления личности: возникновение и  2) профессионального обучения (16 – 23 года); 3) развития профессионализма (от 23 лет до пенсионного возраста), т. е. вхождения в

Поиск по библиотеке
Алгебра
Астрономия
Биология
География
Геометрия
Дополнительное образование
Естествознание
Изобразительное искусство
Иностранные языки
Информатика и ИКТ
История
Коррекционная педагогика
Краеведение
Литература
Материалы для родителей
МХК
Музыка
ОБЖ
Обществознание
Право
Природоведение
Психология
Родной язык и литература
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура и спорт
Химия
Экология
Экономика
Администрирование школы
Внеклассная работа
Классное руководство
Материалы МО
Материалы для родителей
Материалы к аттестации
Междисциплинарное обобщение
Общепедагогические технологии
Работа с родителями
Социальная педагогика
Сценарии праздников
Аудиозаписи
Видеозаписи
Разное
Кризисы профессионального становления
Содержание
Введение
1. Типология кризисов личности
2. Психологические особенности кризисов профессионального становления
3. Факторы, влияющие на кризисы профессионального становления
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Важное место в профессиональном становлении личности принадлежит кризисам. Кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур профессионального сознания, переориентацией на новые цели, коррекцией социально-профессиональной позиции. Это отмечали в своих работах психологи Л.И.Анцыферова, Н.В.Гришина, Э.Ф.Зеер, ЕА.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина и др. Знание психологических механизмов, закономерностей и особенностей кризисных явлений позволит их учитывать и конструктивно преодолевать. Кризисы нельзя игнорировать, не замечать. Уход от них грозит человеку профессиональной дезадаптацией, крушением профессиональных надежд, несостоятельностью профессиональной биографии.
Кризисы профессионального становления личности не стали еще предметом пристального изучения психологов. Кризисы же психического развития, возрастные и жизненные кризисы широко представлены в психологических исследованиях. Прежде чем рассматривать кризисы профессионального становления, проведем краткий анализ интерпретации различных кризисов личности.
В обобщающей статье К.Н.Поливановой, посвященной кризисам психического развития детей, убедительно показано, что ведущими факторами кризисов детства являются изменение социальной ситуации развития, перестройка системы отношений со взрослыми и окружающим миром, а также смена ведущей деятельности.

3) период собственно профессионального развития (19 – 60 лет). А.К. Маркова и В.А. Бодров выделяют еще один период  Выяснив особенности биографии конкретного человека-профессионала и определив, к какой стадии профессионализации он

Развитие кризисных явлений наблюдается в определенные относительно кратковременные периоды. Но они никак не инициируются возрастом. Возраст — всего лишь фон, на котором проявляется кризис, главное — перестройка, изменение социальной ситуации и ведущей деятельности. И конечно, кризисы психического развития не ограничиваются периодом детства. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность изменяются и за пределами детского возраста.
Таким образом, кризисы психического развития — это переход от одной стадии развития к другой, характеризующийся изменением социальной ситуации, сменой ведущей деятельности и возникновением психологических новообразований.
1. Типология кризисов личности
В отечественной психологии глубоко исследованы кризисы детства. Обычно выделяют кризис первого года жизни, кризис 3 лет, кризис 6 — 7 лет и подростковый кризис 10— 12 лет (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин и др.). Форма, длительность и острота переживания кризисов заметно различаются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье и педагогической системы в целом.
В.И. Слободчиков определяет специфику возраста как "смену режима индивидуальной жизни" , как смену самости и единичности. Соответственно выделяются две группы кризисов: 1) кризисы "рождения" ("так жить нельзя"); 2) кризисы развития ("хочу быть, как ты"), поиск новых способов самоопределения
Кризисы детства возникают при переходе детей на новую возрастную ступень и связаны с разрешением подчас острых противоречий между сложившимися у них формами взаимоотношений с окружающими людьми, а также возрастными физическими и психологическими возможностями и притязаниями. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности — характерные поведенческие реакции детей в период кризиса.
С 14—16 лет изменение ведущей деятельности и социальной ситуации продолжает инициировать возникновение кризисов психического развития. Поскольку ведущей деятельностью взрослого человека становится учебно-профессиональная и профессиональная, оправданно называть эти кардинальные изменения кризисами профессионального развития личности. Решающее значение в возникновении этих кризисов принадлежит смене и перестройке ведущей деятельности. Разновидностью профессиональных кризисов являются творческие кризисы, обусловленные творческой несостоятельностью, отсутствием значимых достижений, профессиональной беспомощностью. Эти кризисы крайне тягостны для представителей творческих профессий: писателей, режиссеров, актеров, архитекторов, изобретателей и др.Рассмотрим таблицу 1 «Стадии психосоциального развития (по Э.Эриксону)»

Например, А.К. Маркова в качестве высшего этапа развития профессионала выделяет "этап творческого самоопределения себя как личности  Выделяются также основные фазы кризисов профессионального развития (Зеер, 1997.

Обозначая общую логику и основные кризисы развития взрослого человека, Б. Ливехуд также делает акцент на изменении ценностно-смысловой сферы личности . Он выделяет следующие основные фазы жизни: 1) душевное восприятие, рост (до 20 лет); 2) экспансивная фаза: переработка опыта, характеризуется равновесием между биологической и духовной линией развития (20-40 лет); 3) социальная фаза или фаза руководства: отдача своего опыта, характеризуется опережением духовного развития и угасанием биологической линии развития "Печатью биологического развития более всего отмечен период перед наступлением взрослости… - пишет Б. Ливехуд. - Психическое (духовное) развитие отчетливее всего проявляется в своем своеобразии в средней фазе жизни… Духовное развитие является решающим для последней фазы жизни, оно как бы компенсирует угасание биологического развития…".
Интересные рассуждения и типологию жизненных кризисов предлагает Э.Ф. Зеер. Он ставит проблему различения типов кризисов (возрастного, профессионального, жизненного, личностного, невротического).
Общая схема соотношения разных типов кризисов : а) нормативные кризисы: кризисы психического развития; кризисы профессионального становления - это все возрастные кризисы; б) ненормативные (необязательные) кризисы: критические (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы…), невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты) - это все жизненные кризисы.
Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления :
1. Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом.
2. Социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд).
3. Возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром "эмоционального сгорания").
4. Вступление в новую должность (а также - участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т.д.).
5. Полная поглощенность профессиональной деятельностью. Примеры можно найти в известной книге Барбары Киллинджер "Трудоголики, респектабельные наркоманы". При этом, вопреки распространенному мнению, сами "трудоголики" характеризуются как: специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях.
6. Изменения в жизнедеятельности (смена местожительства, перерыв в работе, "служебный роман").
Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.
Выделяются также основные фазы кризисов профессионального развития . Еще Л.С. Выготский выделил три фазы возрастных кризисов:
· предкритическую (обострение противоречий между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития);
· критическую (это противоречие начинает проявляться в поведении);
· посткритическую (противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития).
Э.Ф. Зеер отмечает, что на основании идей Л.С. Выготского можно выделять и анализировать собственно кризисы профессионального развития.
Предкритическая фаза характеризуется тем, что проблемы не всегда четко осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем
Критическая фаза: осознанная неудовлетворенность работника; постепенно намечаются варианты изменения ситуации, проигрываются варианты дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность; часто противоречия еще больше усиливаются и возникает конфликт ("конфликт - ядро кризиса"). При этом выделяются типы конфликтов профессионального развития на данной фазе: 1) мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального развития, дезинтеграцией профессиональных ориентаций и установок; 2) когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности; 3) поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты.
Посткритическая фаза. Но при этом способы разрешения кризиса могут иметь разный характер: конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный.
Ниже в обобщенном виде предлагается несколько модифицированная и дополненная таблица, где отражаются психологические особенности кризисов профессионального становления (табл.2).
Следующую группу кризисов обусловливают внутриличностные изменения: перестройка сознания, бессознательные впечатления, инстинкты, иррациональные тенденции — все то, что порождает внутренний конфликт, рас

43. Профессиональное развитие личности и его стадии. Работа играет важную роль в жизни ч-ка и оказывает большое  Маркова выделяет этапы освоения профессии 1. адаптация к проф-и 2. самоактуализация ч-ка в проф-и (приспособление к проф-и

- выделять факторы, влияющие на становление кризисов профессионального развития  Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации "оптанта" вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный; какИменно уровень развития мировоззрения, степень сформированности системы взглядов на мир, общество, самого себя  Т. В. Кудрявцев, Т. В. Зеер выделяют четыре стадии профессионального становления личности профессионала

2.1. Мотивация профессионального развития в период общего и профессионального обучения.  Ю.П. Поваренков, анализируя различные стадии карьеры, выделил три группы мотивов: учебно-познавательные

возрастной периодизации, Э.Ф.Зеер предлагает выделить следующие периоды и стадии возрастного развития человека  Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости (в некоторых изданиях – от 4 до 6 этапов)Глава 2. стадии профессионального Развития личности в период молодости.  Анализ динамики обеих структур ИОПД позволил выделить ряд ее закономерностей в процессе профессионального развития.

Более детализированную градацию периодов профессиональной жизни разработал Д. Сьюпер [18], который выделил такие стадии профессионального развития: На стадии пробуждения (до 14 лет)

На последующих стадиях профессиональное развитие начинает доминировать над личностным.  Е.А. Климов (1996) исследовал структуру профессионального самосознания, выделяя следующие компоненты: 1) сознание своей принадлежностиСтадии интеллектуального развития рассматриваются как стадии психического развития в целом.  Обобщая их, В. А. Бодров выделяет следующие этапы профессионального развития личности.

Неравномерность проявляется в наличии кризисов профессионального развития, которые происходят как на стадии  Э.Э. Сыманюк указывает, что в психолого-педагогической науке выделяют шесть видов кризисов профессионального 6 октября 2012

Прогрессивная стадия профессионального развития личности - раздел Психология, Психология Данная Стадия  Анализ динамики обеих структур ИОПД позволил выделить ряд ее закономерностей в процессе профессионального развития.Этапы профессионального развития. Рубрика (тематическая категория). Психология. Профессиональное здоровье.  Профессионал на этой стадии уже может решать любые профессиональные задачи.

Таким образом, кризисы психического развития — это переход от одной стадии развития к другой  Анализ конфликтных ситуаций в кризисных явлениях позволяет выделить следующие типы конфликтов профессионального развития личности 3 мая 2013

Д.Сьюпер выделяет следующие стадии и этапы профессионального развития, имеющие самостоятельные задачи: стадия «пробуждения»; стадия «исследования»; стадия «сохранения»; стадия «снижения».Он выделил четыре стадии: 1) возникновение и формирование профессиональных намерений  Значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному.

стадия развития профессионализма (от 16-23 до пенсионного возраста), который характеризуется дальнейшим  Климов выделяет два уровня в понимании профессионального самоопределения; а) гностический (перестройка сознания и

Этапы профессионализации личности. Стадии профессионального развития.  Анализ динамики обеих структур ИОПД позволил выделить ряд ее закономерностей в процессе профессионального развития.Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала. 5. Стадия адепта- это профессиональная подготовка, которую проходит  А.К.Маркова выделяет следующие уровни профессионализма

На данной стадии становления, как и на всех других, можно выделить две линии, одна из которых характерна для людей, начинающих  Автор отделяет профессиональное развитие от профессионального становления по следующему критерию

Он выделил четыре стадии: 1) возникновение и формирование профессиональных намерений; 2) профессиональное обучение и  Этот период в становлении личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации развития заключаетсяМногие специалисты выделяют профессиональное обучение как одну из областей более широкой сферы развития  Пять стадий этой модели (и, соответственно, целей профессионального развития) могут быть представлены в следующем виде.

Е. А. Климовым выделены основные фазы развития профессионала, дающие представление о целостном  В целом прохождение кризисов профессионального развития оказывает существенное влияние на весь профессиональный цикл.

Педагогу-психологу необходимо знать свои индивидуальные особенности и то, как они проявляются на определенной стадии профессионального развития.  Дж.Х. Вонк выделил следующие фазы профессионального развития педагогаЗеер Э.Ф. выделяет следующие стадии профессионального становления  Ссылаясь на З. Зборовски, автор выделяет следующие этапы профессионального развития учителя: первый характеризуется незначительной самостоятельностью