Меню

Структура корпоративной социальной ответственности и формы ее реализации

Корпоративная социальная ответственность[19]19 Corporate Social Responsibility – CSR.  Политическая компонента КСО состоит в реализации ожидания властей в части решения некоторых социальных проблем как с помощью прямых инвестицийКомпоненты.  Знает: основы генезиса концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), роль и место этики бизнеса в системе КСО.10. Компоненты эффективной системы функционирования КСО  13. Показатели социальной ответственности бизнеса.  26. Принципы качества корпоративной социальной отчетности.

Журнал «Справочник по управлению персоналом», № 4, 2010 г. Политика корпоративной социальной ответственности: пути реализации
Политика корпоративной социальной ответственности характеризует отношениекомпании к людям и организациям, с которыми она сталкивается в ходе своейдеятельности, к обществу в целом. Рассмотрим, каким образом могут быть обозначены иреализованы основные принципы данной политики.
Подходы к социальной ответственности
Политика корпоративной социальной ответственности (КСО) предприятия включаетнесколько областей ответственности:
перед партнерами;
перед потребителями;
перед работниками;
экологическая;
перед обществом в целом.
Подход к реализации политики корпоративной социальной ответственности зависитот размера организации, сектора бизнеса, сложившихся традиций, взглядов собственников иакционеров. Так, одни предприятия фокусируются только на одном компоненте КСО(экологическом, на социальных программах для местного сообщества и т.д.), другиестремятся сделать философию социальной ответственности неотъемлемой частью всейдеятельности корпорации. Например, крупные западные компании включают принципыполитики КСО в стратегический план, упоминают их в описаниях корпоративных миссии иценностей, а также в ключевых внутренних документах (трудовых договорах, правилахраспорядка, положении о совете директоров и др.). Данный подход к социальнойответственности объясняется ее тесной взаимосвязью с корпоративной этикой: организация,которая приветствует инновации и независимость мышления, не может позволить, чтобыработа ее сотрудников расходилась с положениями корпоративного этического кодекса илидругих стандартов деятельности.
Пример
Одна из ведущих сетей кофеен «Старбакс» («Starbucks Coffee Co.») включаетполитику социальной ответственности во все аспекты своей работы. Это касаетсяподходов к выбору поставщиков кофе (соблюдение прав человека, норм охраны трудакомпаниями-производителями кофе), отношения к окружающей среде, к персоналу. С 1998г. «Старбакс» поддерживает организацию Conservation International, выступающую за устойчивые технологии в сельском хозяйстве, защиту биоразнообразия через изменениеподходов к производству кофе. Результатами программы стало увеличение на 60% доходовфермеров, выращивающих кофе по новой технологии, и на 220% – числа кофейныхплантаций, расположенных в зоне тропических лесов без повреждения биоразнообразия.
Пример
Крупнейший банк Великобритании «Co-operative bank» – один из лидеров враспространении принципов социальной ответственности в банковской сфере. Важныйдокумент, регулирующий его деятельность, – «Политика этических инвестиций». Онавключает 8 пунктов, где описывается позиция компании в отношении социальныхинвестиций, определяющих ее отказ от участия в сделках по продаже оружияпредставителям диктаторского режима, от инвестиций в табачные компании иорганизации, занимающиеся производством и продажей натурального меха. «Co-operativebank» стал одним из первых английских банков, опубликовавших ежегодный отчет (за 1997г.) о политике и программе социальной ответственности. Компания регулярно проходитсоциальный аудит и основывает свою маркетинговую политику на этических принципах.Помимо внедрения КСО в деловую практику, публикации своей политики и отчетов, банкрасходует более 3,2 млн. долл. США на различные общественно значимые программы.

Качество управления во многом зависит и от корпоративной социальной ответственности бизнеса (КСО), и от  А в среднем российские компании раскрывали 48% рекомендаций по компоненту КСО. Другое исследование2 было проведено с

Подобные компании обычно не ограничиваются включением принципов КСО врегламенты и создают внутренние комитеты по этике, которые участвуют в подготовкестратегических планов предприятия в части, касающейся социальной ответственности,оценивают с этой точки зрения текущую работу компании, дают советы и рекомендациируководству по соблюдению принципов социальной ответственности. При отсутствии такихкомитетов данные функции выполняют советы директоров.
Отношение организации к работникам занимает важное место в общей политикеКСО. Социальная ответственность перед персоналом определяет содержание такихдокументов, как должностная инструкция и трудовой договор, влияет на систему оценкикачества работы людей, их продвижение по службе, политику начисления премий иповышения оплаты труда. Кроме того, социально ответственная компания вкладываетресурсы в информирование персонала о принципах социальной ответственности (черезкорпоративные печатные издания, интранет, информационные стенды и т.п.), включает этивопросы в программы внутреннего обучения.
Ответственность перед потребителями и партнерами определяет отношениепредприятия к качеству своей продукции.
Пример
ЗАО «ТПК «ДМ Текстиль Менеджмент» на каждом этапе производстваосуществляет не менее чем тройной контроль качества сырья и готовой продукции.Ежегодно проводится добровольная сертификация товара независимыми организациями:производство имеет сертификаты ISO и ЭКОТЕКС (высший сертификат длятекстильной продукции, позволяет поставлять ее в ЕС), особое внимание уделяетсятоварам для детей – все сырье (хлопок, красители и др.), а также продукт на выходесертифицируются. Об успешности применяемых мер говорит тот факт, что 98%продукции присваивается первый сорт. Компания активно проводит работу спокупателями по каждому каналу сбыта, все рекламации и претензии рассматриваются вкратчайшие сроки.

- Эс - текущая социальная эффективность проекта (интенсивная КОМПОНеНТа)  В сводном виде система показателей корпоративной социальной ответственности корпорации представлена в таблице 1.

Что касается персональной ответственности за соблюдение компанией политикиКСО, то в одних организациях эта обязанность лежит на советах директоров, в других – нагенеральном директоре. В последние годы руководители многих предприятий (например,British Petroleum и другие компании, чья деятельность находится под пристальнымвниманием общественности) стали понимать ценность регулярной независимой оценкисоциальной ответственности. Возникло понятие «социальный аудит», и появилисьпровайдеры, которые его осуществляют. Отчет независимых аудиторов обязательновключается в отчет компании о социальной ответственности (его основные элементы см. наРисунке).
Рисунок. Структура отчета о воплощении политики корпоративной социальнойответственности*
Программы социальных инвестиций
Важный аспект социальной ответственности бизнес-структур – их взаимодействие собществом в целом. Традиционная практика благотворительности компаний постепенноуходит в прошлое. Ведущие корпорации выходят за рамки «классической» филантропии –денежной или товарной помощи благотворительным, социальным, культурныморганизациям. Новый подход к участию в жизни общества включает не толькотрадиционную материальную помощь из прибыли компании, но и оказание работникамикорпорации поддержки обществу и даже ее участие во фандрайзинге – привлечении средствдругих благотворителей для совместных социальных проектов.
Одна из тенденций последних трех лет – рост инвестиций в проекты предприятий,касающиеся социальной ответственности. Это вложения в компании, которые не связаны спроизводством и продажей табака и алкоголя, а также в те, которые признаны социальноответственными, ведущими активную социальную политику. Данного рода инвестициивключают:
прямые вложения в социально значимые проекты, которые могут окупиться;
денежные пожертвования;
бесплатное предоставление фондам и общественным организациям времени своихсотрудников, включая топ-менеджеров;
безвозмездная передача товаров или услуг;
предоставление возможности работникам жертвовать деньги на социальные проекты изсвоей зарплаты (многие компании добавляют к ним корпоративные средства);
использование влияния компании для продвижения той или иной социально значимойпрограммы, решения общественной проблемы.
Часто программы социальных инвестиций осуществляются предприятиями впартнерстве (см. табл. 1):
с благотворительными фондами, международными организациями;
с другими компаниями;
с некоммерческими организациями.
Пример
Программы компании «Диажео», крупнейшего международного производителяпродуктов питания, осуществляемые в партнерстве с некоммерческими организациями,дают возможность жителям областей, городов, на территории которых она работает,успешно решать социальные проблемы и расширять знания и навыки персонала. Программа«Вода для жизни» связанна с доступом населения к чистой воде, что актуально для южных стран, а программа «Навыки жизни» направлена на обучение безработных, молодежи,заключается в предоставлении профессиональных знаний с целью снижения безработицы ибедности.
Таблица 1. Партнерство в рамках социальных инвестиций
Важно отметить, что успех сотрудничества обеспечивают:
ответственный подход компании к выбору партнеров;
единое понимание партнерами целей и предполагаемых результатов деятельности;
согласованная PR-политика в отношении партнерства;
заключение юридического договора и согласование затрат на реализацию программы. Технологии реализации социальных программ
Существует множество форм участия корпораций в социальных расходах местныхвластей: от прямого финансирования проектов до реализации программ совместно сдругими организациями, благотворительными фондами, частными инвесторами (см. табл. 2).
Таблица 2. Виды корпоративных социальных программ
Наряду с традиционными формами (спонсорской помощью, безвозмездной передачейсредств напрямую нуждающимся) многие предприятия сегодня используют новый способблаготворительной деятельности, основанный на конкурсных механизмах. Его применение наиболее целесообразно в ситуациях, когда спонсорская помощь направлена на отдельныхлюдей или конкретные организации (например, конкурс на поставки товаров и услуг длядетских домов). Конкурсные механизмы привлекательны для бизнеса следующимиаспектами:
технологичность процесса;
прозрачность процедур и отчетности;
возможность выбора наиболее эффективного решения;
новые идеи благотворительности;
наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;
хороший PR для компании.
Выбор способов привлечения средств на проведение конкурсов определяетсясоциально-экономическими условиями территории. В промышленно развитых городахуспешно реализуются модели использования процентов с капитала, складывающегося изпожертвований компаний, разработана модель именных фондов (образованных однойорганизацией). В городах, экономика которых зависит в основном от градообразующихпред

Вопросы для конспекта по корпоративной социальной ответственности(КСО).  При этом они упрощенно разделяют систему управления КСО на два компонента. Первый компонент - это управление прямыми и

Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) и ее влияние на финансовое состояние компаний с каждым  На рисунке 1.1.3 представлена пирамида КСО, отражающая наглядно все составляющие компоненты данного понятия.Компонент 9. Деятельность акционерного общества в интересах "иных заинтересованных сторон" и корпоративная социальная ответственность (9 показателей).

7. Корпоративная социальная ответственность Понятие корпоративной социальной ответственности (КСО) с разных точек зрения.  Компоненты социальной ответственности корпорации. КСО, рассматриваемых А. Кероллом, при

Виды и компоненты организационной культуры, стадии развития.  Понятие корпоративной социальной ответственности (КСО) с разных точек зрения.Идея корпоративной социальной ответственности (КСО), собственно, и позволяет переосмыслить взаимоотношения  Рассмотрим отдельные компоненты модели, предлагаемой Джоном Миганом, Кэрон Миган и Адамом Ричардсом.

Рис.1. Модель пирамиды корпоративной социальной ответственности (пирамида КСО А. Керолла).  Выделяют три основных компонента корпоративной социальной ответственности по направленности действий (формы)

Понятие «корпоративной социальной ответственности» сформировалось на Западе сравнительно недавно, около 20 лет назад.  Концепция КСО в компаниях разного уровня, различных сфер бизнеса включает разные компоненты.Корпоративная социальная ответственность также имеет множество других названий: корпоративная ответственность, учет корпоративной этики  Какие компоненты может включать концепция СОБ? СферыТемы КСО.

Впервые о корпоративной социальной ответственности на площадке Ассоциации Менеджеров заговорили еще в начале  к усилению благотворительной компоненты КСО (если не сказать о сведении в целом КСО к благотворительной деятельности!).

корпоративная социальная ответственность. 1. История развития КСО. Понятие «корпоративной социальной 11 Стр. Корпоративная социальная ответственность.Политика корпоративной социальной ответственности (КСО) предприятия включает несколько областей ответственности: • перед  Так, некоторые предприятия фокусируются только на одном компоненте КСО (на экологическом, на социальных

Корпоративная социальная ответственность [КСО] является важным элементом корпоративных коммуникаций.  КСО - концепция, в соответствии с которой компании интегрируют социальные и экологические компоненты в свою политику и в процесс

Регулирование корпоративной социальной ответственности не обозначает требования соответствующих инвестиций.  Рассмотрим эти компоненты КСО, а также их правовое регулирование в России. 1) Самой распространённой из практикСоциальный контекст корпорации. Сущность корпоративной социальной ответственности.  Концепция КСО в компаниях разных уровней, различных сфер бизнеса включает разные компоненты.

Корпоративную социальную ответственность нельзя назвать альтруизмом.  КСО, отметим работу Хиллмана и Кейма [21], предлагающих агрегировать анализируемые компоненты социальных инвестиций с использованием равных весов, поскольку

Повышается значение моральной компоненты бизнеса, внимание к социальным проблемам как внутри, так и вне  Поэтому главными для общества становятся те функции корпоративной социальной ответственности (КСО), которые направленыКорпоративная социальная ответственность. корпоративный имидж социальный ответственность.  Компоненты социальной ответственности корпорации. КСО, рассматриваемых А. Кероллом, при этом остался открытым вопрос о том, является