Меню

Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы.  — психофизиологические и личностные особенности, препятствующие осуществлению профессиональной деятельности

umc38.ru›dok/ebibl/Бойко Ж.В. Этические основы…Показать ещё с сайтаПожаловатьсяПрофессиограмма судьи. Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 309  Из перечня личностных качеств, содержавшего около 30 позиций, в первую очередь были  Кроме того, личность формируется под влиянием этического просвещения, вПредлагаемый нами подход к профессиограмме мы склонны условно назвать задачно-личностным, он состоит  Профессиограмма и ее составляющие.  роста; виды нареканий ("штрафов") за низкую эффективность, за нарушение этических норм.

Лекции по введению в психологию часть 2 Личность профессионанала
(68.1 kb.)
Доступные файлы (9):
Индивидуальный стиль деятельности следует понимать 8.doc 28kb. 01.11.2011 05:39 Личностные качества психолога 6.doc 35kb. 01.11.2011 05:26 МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА 3.doc 52kb. 31.10.2011 04:41 Модель специалиста по Марковой 1.doc 35kb. 31.10.2011 02:04 Понятие профессиограммы по Марковой 2.doc 63kb. 31.10.2011 02:20 Противопоказания для работы в качестве психолога 7.doc 31kb. 01.11.2011 05:26 Профессиональная компетентность психолога 4.doc 50kb. 01.11.2011 03:22 Профессиональные деструкции психолога 9.doc 57kb. 01.11.2011 06:17 Профессиональные способности психолога 5.doc 45kb. 01.11.2011 04:11 Понятие профессиограммы по Марковой 2.doc
Понятие профессиограммы по А.К. Марковой
Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на "среднем" уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем Профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.
Возможны разные подходы к содержанию и структуре профессиограммы. Распространенной является комплексная профессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом. Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника. В последнее время предлагается аналитическая профессиограмма, в которой раскрываются "не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально-важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности". В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков и профессиограмме: во-первых, описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте, во-вторых, описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника. В литературе описана также схема профессиограммы, называемой автором психологически ориентированной, в нее входят: описание внешней картины труда, трудового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина труда (реакции личности, ее интегральные образования - направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния - интеллектуальные, эмоциональные, процессы - воля, внимание, память, мышление и психомоторика).

2.3 Схема профессиограммы. Основные компоненты……13.  тесты, личностные опросники, психофизиологические, физиологические и биохимические методы).  К этим принципам можно было бы добавить еще несколько: принцип этический: важно

Предлагаемый нами подход к профессиограмме мы склонны условно назвать задачно-личностным, он состоит в следующем. Вначале мы выделяем единицы анализа профессии (по типу модулей, хотя сами модули понимаются несколько иначе, чем в описанном выше подходе). Основой модуля в нашем понимании является профессиональная задача, каждая из профессиональных задач увязывается с профессиональными личностными качествами. Мы видоизменили понимание модуля профессии и рассмотрели его как совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности. Так, в характеристики типового элемента деятельности (левая часть модуля) будем включать объективно необходимые профессиональные задачи, предмет труда, профессиональные знания, трудовые и профессиональные умения, результат профессиональной деятельности. В психологические характеристики человека, необходимые для осуществления этих задач и действий (правая часть модуля), включим: психологические знания, психологические действия, психологические личностные качества и др. Значит, в состав модуля профессии в таком понимании будет входить соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета труда, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств человека (правая часть модуля). Любая профессия включает в себя широкий круг задач. Каждая из профессиональных задач является основой модуля в данной профессии. Числу основных профессиональных задач будет соответствовать число модулей. При этом целесообразно выделять приоритетные, ядерные, стрежневые профессиональные задачи и производные, вспомогательные. Перечень всех профессиональных задач, выстроенных по вертикали, образует каркас, матрицу модулей данной профессии и ложится в основу, как мы покажем ниже, профессиограммы.

На основе описанного задачно-личностного модульного подхода мы обратились к  Профессиограмма и ее составляющие.  отсутствие профессионального роста; виды нареканий ("штрафов") за низкую эффективность, за нарушение этических норм.

Могут быть выделены межпрофессиональные модули (профессиональные задачи, действия, необходимые для них психологические качества), общие для пучка профессий. Например, для ряда профессий актуальна задача обновления профессиональной деятельности, поиска и внедрения инноваций, что требует таких психологических качеств личности как гибкость мышления, творческость, открытость к инновациям и др. Видимо, каждая профессия включает в себя как общие межпрофессиональные модули, так и модули, специфические для данной профессии. Модульное представление о профессии имеет практическое значение: оно может облегчать позадачное освоение профессии в ходе профессионального обучения; повышение квалификации может быть представлено как включение нового модуля в ранее сформированную деятельности и т.д. При проведении аттестации важно оценить умение решать различные профессиональные задачи (например, у учителя - изучать и диагностировать учащихся, стимулировать их умственное развитие и т.д.). Таким образом, при аттестации оценивается состояние отдельных модулей профессии.
На основе описанного задачно-личностного модульного подхода мы обратились к построению профессиограммы. По вертикали профессиограммы проводится перечисление модулей, "единиц" данной профессии как указание на необходимые функциональные профессиональные задачи. Таких модулей может быть столько, решения скольких задач общество ждет от специалиста. В традиционном понимании при низких требованиях к профессионализму число этих задач минимально. Например, от учителя порой требуется решение большого числа традиционных профессиональных задач (передача знаний, подготовка в вуз), между тем как профессиональные задачи нового времени (развитие у выпускников качеств личности, подготавливающих их к жизни в быстро меняющемся мире) нередко остаются в тени. Таким образом, развертка профессиограммы по вертикали требует тщательной разработки современных профессиональных задач, стоящих перед специалистом.
По горизонтали мы строим профессиограмму как развертку каждого модуля через указание нормативно заданных профессиональных действий, средств, условий, результатов (мы столкнулись с неопределенностью результата в ряде профессий или со стремлением замаскировать подлинные, нужные сегодня для общества результаты), а также требуемых для этого психологических качеств. Развертка профессиограммы по горизонтали требует точного вычленения того, какие психологические ресурсы нужны человеку для решения поставленных обществом задач. Построение профессиограммы по вертикали осуществляется с участием специалистов, знающих специфику труда в данной области при консультации психолога. Построение же профессиограммы по горизонтали прямо требует участия психолога при консультациях специалистов в данной области труда, которые могут скорректировать те качества личности работника, которые ему необходимы в реальном трудовом процессе.
Степенью развертки по вертикали и по горизонтали, невидимому, могут отличаться типовая профессиограмма рядового специалиста, успешного специалиста и творческого специалиста. Профессиограмма может включать разные профессиональные задачи - от простых, минимально необходимых рядовому специалисту до усложненных и творческих задач. Работая с такой профессиограммой, человек может выбирать, за решение каких профессиональных задач он берется, каких высот профессионализма хочет достичь. Построение профессиограммы является задачей специалистов - психологов, экспертов. Вместе с тем каждый работающий человек вполне в состоянии время от времени обдумывать круг профессиональных задач, которые он выбирает для себя и оценивать состояние своей личностной готовности к этим задачам.
В целом профессиограмма должна отвечать, на наш взгляд, следующим требованиям:
четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);
подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм): все, в том числе технически

Особенности формирования соответствующего морально-этического сознания  1.2 Личностные качества специалиста по социальной работе.  Профессиограмма и ее составляющие. «Трудограмма» (описание труда в профессии) [2].

Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.docx (59.71 Кб) — Открыть  Ответственность выражает соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей.Экспериментальная проверка значения различных компонентов личностного и  Этический аспект преподавания в начальной школе.  Проблема повышения квалификации учителей в х гг. Профессиограмма учителя 31.9кб.

КаталогБез категории. + План составления профессиограммы. код для вставки.  План составления профессиограммы: I.Общие характеристика профессии: 1)возникновение профессии, произошедшие изменения ее содержания; 2) смежные

Этический принцип: важно придерживаться  При составлении профессиограмм для сбора эмпирических данных применяются следующие методы  Так, Е.М. Иванова определяет две основные составляющие профессиограммы: субъект и объект труда.Личность юриста. Краткие юридические профессиограммы.  к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе милосердие  Комплексное отражение сторон юридической деятельности, а также личностных

30. Принципы составления профессиограмм и психограмм.  56. Этические проблемы профессионального консультирования.  проективные личностные тесты (требуется особая подготов профконсультанта для их использования)

Личностные качества в учительской профессии не отделимы от профессиональных качеств.  Общая характеристика этики образования – этические требования к учителю.  Профессиограмма, ее сущность и составляющие.В результате создается документ «Описание работы», который служит основой для составления личностных спецификаций  Составление профессиограммы начинается с раздела «Общая характеристика  ■ соблюдать этические нормы.

Этический кодекс практического психолога [ лабораторная работа ].  представлений о личностных особенностях профессионала в направлении наполнения его личности  ^ Составляющие профессиограммы: Трудограмма (описание труда в профессии).

Личностно-нравственные качества социального работника.  Оглавление Введение 3 1. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника 4 2. Основополагающая3. Нормативно-этические показатели: усвоил ли социальный работник нормы  Профессиограмма - это требования профессии к личностным качествам  качества личности, составляющие основу профессиональной пригодности людей.

7. Морально-этические качества.  При разработке должностных и личностных спецификаций могут использоваться нормативы, входящие в состав профессиограмм.

языка, составляющие содержание профессиограммы, не  личность обучаемого, прививать ему высокие нравственные качества, этические нормы  мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога, входит в число1. Профессиограмма и ее составляющие Профессиограмма - это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно  Наиболее часто при составлении профессиограммы используют задачно-личностный подход.

Следует помнить, что в профессиограмме обозначены лишь самые важные умения, составляющие  Воспитывающая функция формируется с нравственным, этическим и  к самодиагностике личностных качеств в структуре профессиограммы.

Требования к профессионально-значимым личностным качествам социального работника.  3. Профессионально-этическая компонента социальной работы, её место и роль в системе социальной работы.Рис. 1. Профессиограмма специалиста социальной работы.  Овладение творчеством как личностной ценностью предполагает развитие  Ценности-знания и ценности-умения как составляющие профессионально-этической направленности личности

Профессиограмма социального педагога включает следующие структурные блоки  социальных групп, на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его  которые выражают степень внутреннего принятия моральных и этических норм

Название: Личностно-творческий компонент профессиограммы учителей естественно-научного цикла.  Сегодня на первый план выходит личность учителя, в особенности ее творческий компонент.компонентов" и, соответственно, выделение компонентов личностной готовности (профессиограммы) специалиста .  и социальная ответственность, профессиональная ответственность специалиста с позиций этических норм и

Профессиограмма – определение, правила составления, типы, методы анализа труда.  Иногда профессиограммы составляются для определенной категории граждан, выявления эскапизма и других личностных проблем, также может брпаться

Профессиограмма как идеальная модель личности и деятельности специалиста.  как составляющие профессионально-этической направленности педагога.  Личностный «портрет» современного педагога-профессионала как системноеТаким образом, уже из описания трудограммы – одной из составляющих психограммы – можно заключить, что  Поэтому в профессиограмме специалиста отражаются личностные и психофизиологические особенности, затрудняющие выполнение его

Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника. Файл формата zip.  Общие положения о профессиограмме социального работника Понятие профессиограммы социального работника Особенности

Модель специалиста состоит из трех составляющих: профессиограммы профессиограммы технограммы технограммы  СРС – ведущий механизм развития компетенций выпускника Компетентность – совокупность личностных качеств.На основе описанного задачно-личностного модульного подхода мы обратились к построению профессиограммы.  12. Обязанности представителя данной профессии: владение профессиональной компетентностью, знание этических норм

Психологический анализ профессионально важных качеств сотрудников ОВД (когнитивные и коммуникативные составляющие).  Симптомокомплекс деловых качеств личности, необходимых в личностной структуре профессиограммы юриста.

профессионально-этические требования к профессиограмме социального  личностно-образующих качеств социального работника Подготовка специалистов по  Важными для социального работника являются также другие составляющие егоПри профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса  Рассмотрим общие принципы составления профессиограммы: 1 этап – проведение экспертных оценок.

Важной составляющей профессиограммы является психограмма – характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной  · научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и деятельностного подходов).

Профессиограмма – это документ, устанавливающий внутренние и внешние факторы труда, условия труда, описание объективных и субъективных его характеристик. Профессиограммы пишутся с разными целями.При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса  Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами