Меню

Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста

108. Шоган В.В. Технологии личностно ориентированного урока: Учеб.- метод. Пособие для учителей, методистов, ласс.  171. Коррекционно - обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: Учеб. пособие / Рос. акадСЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих развитий  в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной  Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль 4 января 2016Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы. - 13.00.01 - общая педагогика.

11
4.2 Личностно-ориентированные технологии воспитания
Личностно-ориентированное воспитание принципиально исключает ситуации, когда старания воспитанника достичь определенных воспитательных целей не замечаются, зато любая его погрешность вызовет ярко выраженное неудовольствие, подчеркивается его несоответствие тем или другим общественным нормативам, что ребенок не такой, каким хотели бы его видеть взрослые.
Подлежит также безусловному возражению и обстоятельство, когда вместо конструктивного использования естественной потребности в хорошем отношении к подростку людей для поощрения развития положительных задатков и стремлений воспитатели постоянно его притесняют, не дают ему возможности реализации, требуют от ребенка невозможного, а когда он не справляется с этими требованиями, постоянно унижают его. Такое унижение вызовет протест и враждебность ребенка к воспитателям, поскольку ему важно сохранять чувство собственного достоинства, соответствовать представлению о самом себе как достойного уважения.
В данном случае протест невозможный, ведь он должен быть направлен против педагогов, чье поощрение воспитанник стремится заслужить. Он ждет ласки, а наталкивается на сухость и поучение. Поэтому к определенному времени не может ответить на это ни грубостью, ни равнодушием. Потребность в самоуважении, которое подталкивает к протесту, приходит к не разрешению разногласия с потребностью в воспитательском уважении и одобрении, без которых невозможно ь и сохранение уважения к себе. Так формируется внутренний мотивационный конфликт, при этом мотив вражды постоянно сдерживается.
Личностно-ориентированное воспитание направлено на реализацию сущностной природы субъекта, которой отвечают ценности служения, когда главным жизненным отношением оказывается любовь к другим людям. Это разрешает человеку выходить за пределы своих актуальных, имеющихся возможностей.
Итак, альтернативой директивному подходу к воспитанию может выступить философия личностно-ориентированного воспитания, которая обеспечивает ребенку право на свободу выбора ценностной позиции, на ценность человеческого духа и ценность жизни вообще, на возможность ее действующего осуществления при наличии у нее установки на преодоление дисгармонии в опыте, поведении, общении, деятельности. Личностно-ориентированное воспитание - это утверждения человека как высочайшей ценности, вокруг которой располагаются все другие общественные приоритеты. В соответствии с ним добро становится сущностным определением человека; истина - лишь средством для развития его духовности.

2. Технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения.  Такая профессиональная позиция С.Н. Лысенковой и является проявлением  не только и не столько уровнем личностного развития и профессионализма педагога, сколько

Воспитательные ситуации, которые создаются в пределах личностно-ориентированного воспитания, должны обеспечить развитие такого уровня сознания, которое бы побуждало ребенка к самопознанию и самоактивности с тем, чтобы он мог стать творцом собственной духовно богатой жизни. А это значит, что надо культивировать такие ситуации, в которых отношения с детьми строятся на учете их достоинства и праве быть личностью. Первое бесспорное право ребенка - высказывать свои мысли, влиять на наши суждения о ней. К сожалению, современная воспитательная практика часто демонстрирует намерения торможения, а то и уничтожения всего того, что есть волей и свободой воспитанника, стойкостью его духа, силой его требований и замыслов. У учащихся возникают сомнения в нашей искренности, подозрения, с которыми они стараются бороться. Иногда они делают это открыто, и тогда их действия считают асоциальными. Но чаще всего, как это бывает в борьбе с любым недостатком, сопротивление ведется тайно, и его результаты сказываются далеко не сразу. В моральном отношении такое поведение еще более опасно, чем открытое непослушание, поскольку ребенок становится лживым и лукавым. Эти качества иногда остаются у него на все жизнь.
Речь идет, таким образом, о необходимости моделирования ситуаций свободного, творческого сотрудничества. Воспитательные ситуации являются альтернативой педагогике мероприятий. Существенной психологической особенностью таких ситуаций есть то, что они обеспечивают "влияние на" личность, которая осуществляется реактивными, адаптивными воспитательными механизмами.
Вместе с тем утверждаются и используются психологические механизмы воспитания, рассчитанные на максимальное привлечение всех компонентов структуры личности (сознания, эмоций, воли) в социальные и межличностные взаимодействия. Воспитанник сполна активизирует высший уровень своего самосознания для самостоятельного нахождения и реализации качественно новых, конструктивных способов просоциального поведения. Поэтому одна из главных функций педагога, который работает по рассматриваемой технологии, состоит в том, чтобы развить у ребенка способность точнее понимать ситуацию, которая существует в середине его и извне с целью выбора гуманной поведенческой тактики.
При постоянном проявлении этой способности ребенок полностью привлекается к процессу, содержание которого состоит в том, чтобы быть и стать собою, то есть приобрести собственную свободу, и именно таким способом он открывает то, что есть по-настоящему социальным. Он живет в полной мере в данный момент и морально самовоспитывается потому, что именно таким есть наилучший жизненный стиль для любого векового этапа.

Личностно ориентированное обучение (ЛОО) – новационная для конца ХХ века образовательная технология, основанная на идеях целостного подхода к развитию личности, ее культурной идентификации  (Профессиональное образование.

При таких условиях детство, отрочество, юность приобретают абсолютной ценности. Личностно-ориентированное воспитание предоставляет возможность воспитаннику лучше функционировать как личность. Такой эффект есть следствием того, что и воспитатель, и воспитанник работают в едином эмоционально-чувствительном диапазоне, который предотвращает психическое напряжение как результат переживания опасности от неделикатного вторжения взрослого в подростковый мир. Здесь учащийся каждый раз ощущает, что встреча с воспитателем открывает для него новые возможности как относительно эмоциональных впечатлений, так и относительно общения и свободного поведения.
Учащемуся необходимо обеспечить возможность самостоятельно принимать решение и вести себя на их основе. Это требование вытекает из психологической закономерности, в соответствие с которой дети, которые приучены лишь наблюдать и слушать, становятся социально пассивными, оказываются беспомощными перед окружающей средой.
Итак, расширения сознания воспитанника считается довольно действующим воспитательным фактором. Оно практически оказывается в психическом возрастании, пробуждении и проявлении (при целесообразном руководстве) скрытых возможностей субъекта. Они же не безграничные, характеризуются избирательностью, постепенностью в поведенческой реализации. Поэтому воспитатель не должен грубо заставлять воспитанников против их воли делать те поступки, которые даются им с большим трудом. Но и пассивно соглашаться с такой их позицией было бы неправильно. Здесь в самый раз необходимые такие воспитательные влияния, которые бы стимулировали у ребенка внутреннюю борьбу до тех пор, пока он сам не примет положительного морального решения. Момент самостоятельности постепенно вызовет у воспитанника понимание того, что его добродетельные поступки вызваны богатством собственных чувств, а это приносит удовлетворения как определенное самовознаграждение за осуществленное.
Стратегия построения воспитательного процесса в плоскости личностного подхода должна определяться научным пониманием внутренних закономерностей развития личности в онтогенезе, а не основываться на внешней целесообразности, когда преимущественно используемые методы поощрения или наказания маскируют сложные воспитательные проблемы. Это действительно так, поскольку культивирование таких методов лишь заставляет детей повиноваться, а не свободно и сознательно действовать. Этим самым он искусственно удерживает воспитанника на элементарных стадиях морального развития и не поднимает к уровню, когда воспитанность основывается на преобразовании общих этических принципов в систему его личностных смыслов.
В чем сущность личностно-ориентированной технологии воспитания?
Каковы задачи педагога и возможности воспитанников при личностно-ориентированном воспитании?
Комплексная система личностно-ориентированного воспитания в профессиональном образовании
Проблема усовершенствования воспитательного процесса в профессионально-технических учебных заведениях актуализируется, прежде всего, в контексте гуманистической парадигмы дисностно-ориентированного воспитания, направленного на осознание воспитанником себя как личности, на его свободное и ответственное самовыражение.
Средством интеграции усилий инженерно-педагогического коллектива относительно гуманизации воспитательного процесса есть создание и развитие такой воспитательной системы, которая обеспечивала бы формирование свободной личности, которая исповедует демократические, гуманистические ценности, становления духовной, гражданской, профессиональной зрелости учеников, способных изменять себя и окружающий мир в лучшую сторону.
Воспитательную систему профессионально-технического учебного заведения рассматриваем как целостный организм, который состоит из взаимосвязанных компонентов: комплекса воспитательных целей, субъектов воспитательного процесса (воспитатель - воспитанник), их деятельности, общения, отношения, содержания и методов организации воспитания, управления процессом.
Создания такой системы опирается на основные принциы организации воспитательного процесса в ПТУЗ, которые предопределяют общую деятельность учеников и инженерно-педагогических работников, построенную на взаимодействии социального опыта, стремлении к партнерству и коммуникации: принцип творческой деятельности и самостоятельности учеников, демократизации как сотрудничества инженерно-педагогических работников и учеников в решении задач их жизнедеятельности, гуманизации взаимоотношений инженерно-педагогических работников и учеников, который опирается на восприятие воспитанника как высшей социальной ценности, психологизации воспитательного процесса, который предусматривает изучение потребностей и психологических особенностей учеников.
В частности принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и хоро