Меню

Пути развития профессиональной компетентности педагога: работа в методических объединениях и творческих группах. исследовательская, экспериментальная деятельность.

Статья "Музыкально-педагогическая деятельность в профессиональной компетентности учителя музыки. "Светлана Трушина 05.07.2015 497 0 Методика преподавания.КРИТЕРИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должностиМетодика диагностики уровня развития профессиональной компетентности педагога.  Кузьминов Я. И Профессиональный стандарт педагогической деятельности / Я. И. Кузьминов, В. Л. Матросов, В. Д. Шадриков

Процесс информатизации общества предоставил возможности для более полного раскрытия личности и овладения новыми знаниями и умениями, которые могут оказаться полезными в профессиональной деятельности педагога. Ни одна другая профессия не ставит таких требований к человеку, как профессия педагога, учителя, воспитателя. Педагог обязан быть яркой, неповторимой личностью, носителем общечеловеческих ценностей, глубоких и разнообразных знаний, высокой культуры, стремиться к воплощению в себе человеческого идеала.
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду у объективных судей — своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его морального облика. Требования к учителю — это система профессиональных качеств, которые определяют успешность педагогической деятельности.
К важнейшим профессиональным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение определить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда. Для создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе особую значимость приобретают такие личностные качества педагога как: человечность, доброта, терпение, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и ряд других.
Сегодня требуются педагоги нового типа, кроме педагогических и личностных качеств обладающие способностью к преподавательской деятельности, высоким интеллектом и уровнем культуры, склонностью к индивидуальному творчеству и умению жить и работать в новом информационном мире. Успешность профессиональной карьеры специалиста по окончании вуза и реализация полученных им знаний, умений и навыков в практической деятельности зависит от профессиональной компетентности специалиста.
В современных научных исследованиях понятие «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические, правовые и другие характеристики, и понимается:
- как специальная способность, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и понимание ответственности за свои действия [1];

Объект исследования - профессиональная компетентность учителя.  3. Вагин А.А. Методика обучения истории и обществознания в школе. - М, 1972.  Именно поэтому профессиональная компетентность педагога-дефектолога на

- как меру включения человека в деятельность, при этом знание рассматривается не как набор сведений, а как средство мысленного преобразования ситуации [2];
Похожая статья: Моделирование технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в сфере информационных технологий
- как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним [3].
Профессиональная компетентность специалиста в обобщенном виде представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, а также знаний и опыта, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере.
Важная роль в подготовке компетентного учителя принадлежит современным продуктивным методам профессионального развития. Среди них особое место отводится кейс-методу. Включение кейс-метода в процесс профессиональной подготовки педагогов способствует:
- формированию умения решать типовые задачи по всем видам профессиональной деятельности;
- гуманизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса;
- становлению субъектной позиции обучающихся;
- развитию аналитических и оценочных навыков, умений работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы;
- активизации коммуникативных способностей;
- развитию гибкости, диалектичности мышления и др.
Похожая статья: Кейс-технология как средство повышения компетентности будущих инженерно-педагогических кадров
Понятие «кейс» произошло от латинского слова «casus» — запутанный, необычный случай. На протяжении длительного периода исследователи в области профессионального образования использовали понятие «кейс-метод», но в последнее время все шире употребляется термин «кейс-технология», что свидетельствует об усилении заинтересованности специалистов в стремительном внедрении метода в практику профессионального образования.
Кейс-метод — это интерактивный метод для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленный не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение — развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Базовые компетентности педагогов (требования профессионального стандарта) МОУ «Лицей 50» по результатам исследования Педагог-психолог МОУ « Лицей 50» Горбунова. - презентация.

Применение технологии кейс позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе — творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Технология обеспечивает имитацию творческой деятельности студентов по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания. В западных странах кейс используется не только как педагогический метод, но и как эффективный метод исследования.
Выделим некоторые технологические особенности метода кейс:
- представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т. е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры;
- выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой являются работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых;
- выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
В психолого-педагогических исследованиях кейс-метод относят к методам активного обучения. В соответствии с идеями активного обучения, одним из ярких выразителей которых в ХХ веке являлся Дж. Дьюи, необходимо было в образовательной практике соединить знание и действие [4]. В Гарвардской школе бизнеса в конце 60-х гг. прошлого столетия была поставлена задача интеграции знаний и практики, для решения которой разрабатывались программы обучения преподавателей применению метода конкретных ситуаций. В результате проведенных исследований организаторы обучения преподавателей кейс-методу выработали три принципа подготовки педагогов к применению данного метода:
1) преподаватель должен руководить процессом обсуждения, в ходе которого отдельные студенты и группа в целом исследуют конкретную ситуацию во всей ее сложности;
Похожая статья: Механизм формирования профессиональной компетентности будущих магистров финансов и кредитов в процессе изучения экономических дисциплин
2) ключевым условием эффективности руководства дискуссией является умение преподавателя использовать детали, содержащиеся в описании ситуации;
3) преподавателей можно обучить технологии ведения обсуждения.
Таким образом, в результате применения кейс-метода с разных позиций анализируется конкретная ситуация, выявляются причины возникновения проблем и конфликтов, предлагаются действия по их преодолению, оценивается их эффективность, делаются прогнозы по дальнейшему развитию ситуации. Активное взаимодействие преподавателя и студентов в ходе обсуждения конкретных ситуаций позволяет причислить кейс-метод также к интерактивным методам обучения.
Одним из важнейших дидактических преимуществ кейс-метода является реализация принципа индивидуализации обучения в процессе групповой дискуссии. Студенты в ходе обсуждения кейса могут высказывать собственное мнение, давать оценку действиям, предпринятым для решения проблемы, прогнозировать в соответствии со сложившимися у них теоретическими представлениями дальнейший ход развития ситуации.
Преподаватель, использующий в своей практике метод конкретных ситуаций, имеет возможность не только эффективно обучать студентов, но и проводить собственную исследовательскую работу. Обсуждение кейса в разных студенческих аудиториях позволяет педагогу по-новому взглянуть на ранее рассматриваемые проблемы, непосредственно увязать его с реальностью, профессиональной практикой.
Суть реализации кейс-метода в профессиональной подготовке учителя состоит в анализе специально разработанных проблемных педагогических ситуаций, путей и способов их разрешения, оценке и прогнозировании принятых решений. Ходом обсуждения обычно руководит преподаватель, в процессе общей дискуссии студенты выявляют наиболее существенные проблемы, требующие разрешения, анализируют всю имеющуюся у них информацию, отбирают из нее наиболее значимую, на основе имеющихся у них психолого-педагогических знаний предлагают возможные пути решения, оценивают вероятность успеха того или иного варианта. В процессе обсуждения конкретных ситуаций происходит актуализация теоретических знаний студентов, развиваются их практические умения и навыки, они учатся работать с информацией, принимать профессиональные решения. Следует также заметить, что одним из важнейших требований в применении кейс-метода является реальность описываемых в ситуациях событий, поэтому конкретные ситуации разрабатываются на основе подлинных фактов.
Применение кейс-метода в педагогическом образовании способствует решению следующих важнейших задач системы профессиональной подготовки [5]:
- обеспечение конструктив

Статья на тему: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в опытно-экспериментальной деятельности». Дата публикации. 09.07.2013.

Такой педагог владеет коллективной профессиональной деятельностью и приемами  − использовать в преподавании исследовательскую методику, когда учащиеся  Творчество – это исследование. Профессия учителя с успехом может быть  Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от17 января 2016Инструкция Интервью Исследование Исследовательская работа Классный час Задача Анализ  Организация проблемной деятельности. 3 ступень- Методика педагогической  повышения профессиональной компетентности педагогов».

2. Профессиографический подход в исследовании деятельности учителя, в  Таким образом, под профессиональной компетентностью педагога понимается  Основы методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. |

изучения деятельности педагога (методики “Изучение трудностей в работе”, “Ваш  методики исследования, обобщать и описывать результаты исследования  Повышение профессиональной компетентности перестаёт быть формальнойПредмет исследования: Понятие «профессиональная компетентность педагога».  Структура компетентности определяется видами его профессиональной деятельности [19].

технического колледжа (Н.Г. Якура), методика оценки деятельности  Предмет исследования – система оценивания профессиональных компетенций  модель профессиональной компетентности преподавателей и руководителей

– усвоение методов исследования изучаемой науки: теоретический анализ  культуры профессионально-педагогической деятельности. Технологическая.  1. 1 Характеристика психолого- педагогической компетентности педагога психологаанкетного комплексного исследования и диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ были выделены три проблемы  3) 71,3% педагогов владеют методикой анализа собственной деятельности на недостаточном уровне.

Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами  Умение использовать свои педагогические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности.22 ноября 2014

2.2 Исследование профессиональной компетентности педагога.  Вывод: При исследовании специальной компетентности мы получили что, у студентов знания по теории и методике профессиональной деятельности имеют низкий уровеньПрофессиональная компетентность современного Педагога ДОУ. Подготовила воспитатель высшей.  знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей

.Выявить формы и методы развития профессиональной компетенции педагогов ДОУ в процессе деятельности; .Провести диагностику профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Теги: современный учитель, самообразование, компетентность, исследовательская деятельность.  Какое исследование может проводить ученик под профессиональным взором педагога?Объектом исследования, осуществляемого в рамках опытно-экспериментальной деятельности кафедры, является  Определение уровня сформированности профессиональной компетентности педагога в области методики обучения 5 января 2016