Меню

В статье освещаются вопросы нормативного обеспечения противодействия организованной преступности. Авторами рассматриваются международные нормативные правовые акты универсального и регионального характера.

- "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" от 30.06.1993 года № 3341-XII  Наряду с законодательными актами правовое обеспечение профилактики преступлений содержат постановления и распоряжения– информационно-пропагандистское обеспечение предупреждения организованной преступности.  72. Агапов, П. В. Международно-правовые основы противодействия организованной преступной деятельности / В. Г. Павлов, П. В. Агапов, С. А. ДенисовГодунов И.В. Противодействие организованной преступности. Учеб. пособие.  Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью. - М., 1996.  Сборник нормативных документов по вопросам борьбы с организованной

Профилактические мероприятия в процессе производственно-хозяйственной... Правовое регулирование финансовой деятельности Правоохранительные органы как субъекты профилактической деятельности Формы и методы деятельности органов внутренних дел по обеспечению... Организационно-правовые основы деятельности силовых... Законодательное регулирование организационного построения и... Органы внутренних дел Обеспечение прав и свобод человека как основа деятельности органов... Организационно-правовые основы создания и деятельности органов... Организационное обеспечение деятельности судов Главная Право Профилактика преступлений
Профилактика преступлений в широком понимании предполагает такое развитие экономики, политики, идеологии, культуры и быта, которое способствовало бы устранению или нейтрализации негативных сторон общественной жизни, которые могут служить причинами и условиями преступности.
Такая организация общественной жизни должна быть обеспечена должным правовым регулированием. Это вытекает прежде всего из того, что профилактика преступлений неразрывно связана с последовательным укреплением законности в процессе создания государства.
Сущность такого правового регулирования заключается в правовой, социально полезной общественном поведении, которая, противодействуя факторам, негативно влияющим на формирование и жизнедеятельность личности, тем самым создает условия для оптимального осуществления профилактической деятельности.
Наряду с этим правовые акты определяют задачи и меры профилактики преступлений, порядок, формы и методы осуществления этой деятельности, функции различных ее субъектов, координацию и взаимодействие между ними. Законы и другие нормативные акты обеспечивают ответственность уполномоченных лиц за выполнение своих обязанностей, строгое соблюдение личных и имущественных прав, законных интересов граждан и учреждений, входящих в сферу профилактики преступлений.
С помощью права обеспечивается слаженность и упорядоченность профилактики преступлений. Объективные свойства и функции правовых норм является серьезной гарантией правильной организации данного вида деятельности.
Профилактическая деятельность права заключается в регулировании сфер общественной жизни, при котором существующие криминогенные факторы или устраняются, или ограничивается их действие. Право не может, разумеется, уничтожить экономические, социально-культурные причины и условия преступности, но оно может влиять на их негативные проявления: локализовать, блокировать, организовать надлежащее противодействие негативным явлениям и процессам.

Главной целью противодействия организованной преступности является  Нормативно-правовым основанием для такого вывода являются положения ч. 5 ст. 35 УК РФ  Агапов, П.В. Проблемы обеспечения правовой защиты лиц, выпол-няющих

Выделяют два основных направления правового регулирования профилактики преступлений. Первый заключается в воздействии с помощью права на криминогенные факторы внешней среды, прямо или косвенно детерминируют преступное поведение, с мстою их устранения, то есть имеет "материальный" характер. Второе направление заключается в юридическом закреплении прав и обязанностей должностных лиц и граждан - субъектов профилактики преступлений в осуществлении профилактических мероприятий. Это направление правового регулирования принято называть "процессуальным". Но такое разделение направлений правового регулирования является условным, поскольку они, как правило, взаимодополняют друг друга. Так, если "процессуальный" направление способствует упорядочению внутренне-организационных отношений самого субъекта профилактической деятельности, то "материальное" аспект правового регулирования нацелен на оказание положительного воздействия на объект для приведения его в такое состояние, которое способен обеспечить ожидаемые изменения в среде функционирования .
Таким образом, правовое регулирование профилактики преступлений заключается в нормотворческой деятельности государства и его органов, определяется законами и иными нормативными актами, в которых закреплены цели и задачи профилактики преступлений, круг субъектов, осуществляющих эту деятельность, их компетенция, основные формы и методы работы.
Органы внутренних дел в своей деятельности в профилактике преступлений руководствуются Конституцией Украины, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов профилактики, нормативно-правовыми актами МВД Украины.
Общие принципы и основы профилактической правоохранительной деятельности, которыми, безусловно, должны руководствоваться органы внутренних дел в своей повседневной работе, которая направлена на недопущение совершения преступлений, содержащихся в международных правовых актах и договорах, ратифицированных Украиной. К ним, в частности, можно отнести:
- Общую декларацию прав человека, принята и провозглашена Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;
- Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания, утвержденная Резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1975 г.;

Для уголовно-правового понимания организованной преступности характерно.  1. "Национальный план противодействия коррупции" (утв.  3) Причины экономической преступности нормативно-правового характера.

- Декларацию принципов и программ действий ООН в области предупреждения преступности и уголовным правосудием, утвержденная Резолюцией 46/52 Генеральной Ассамблеи 18 декабря 1991 г., и др.
Основные положения, регулирующие деятельность правоохранительных органов в профилактике преступлений, записанные в Конституции Украины. Такую правовую основу имеют статьи 21-68 Конституции Украины1, в которых сформирован обязанность государства защищать жизнь, здоровье, честь, достоинство, собственность, законы, уважать права и законные интересы граждан.
Например, при осуществлении профилактических мероприятий, по ст. 28 Конституции, недопустимо унижение достоинства личности, а в ст. 31 указано: "...не допускается проникновение в жилье или другое владение лица, проведение в них осмотра или обыска иначе как по мотивированному решению суда". Согласно ст. 41 Конституции Украины, "...конфискация имущества может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом". Итак, в Конституции Украины определяются общая направленность и стратегия органов внутренних дел по профилактике преступности.
Составной частью системы правовых норм, регулирующих профилактику преступлений, являются акты высшей юридической силы, непосредственно направленные на противодействие преступности и правонарушений. К ним относятся Законы Украины:
- "О милиции" от 20.12.1990 № 565-ХП (с изменениями и дополнениями от 29.05.2010 года на основании ЗУ № 2164-17);
- "Об органах и службах по делам детей и специальные учреждения для детей" от 24.01.1995 года № 20/95 (с изменениями и дополнениями, внесенными согласно Закону n 609-V от 07.02.2007);
- "О Службе безопасности Украины" от 25.03.1992 года № 2229-ХП;
- "О борьбе с терроризмом" от 20.03.2003 года № 638-IV (в последней редакции от 20.08.2010 на основании Закона № 2258-17):
- "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.1992 года № 2135-XII (в последней редакции от 20.08.2010 на основании Закона №2258-17);
- "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" от 30.06.1993 года № 3341-XII;
- "О прокуратуре" от 05.11.1991 года № И789-ХІІ и другие.
В названных документах закреплены основные права и обязанности милиции в сфере профилактики преступности, определены объекты и субъекты профилактической деятельности, определен порядок взаимодействия, регламентированы задачи, функции и меры, осуществляемые правоохранительными органами. Заметим, что до этого времени не принят Закон Украины "О профилактике преступлений", устанавливающем систему мер профилактики преступлений, порядок их осуществления государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан, а также права и обязанности государственных органов и организаций, проводящих работу по профилактике преступлений, и лиц, в отношении которых осуществляются предусмотренные этим Законом меры.
Важную криминологическую функцию выполняют административно-правовые меры профилактики правонарушений, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Сам факт применения принудительных мер за мелкое хулиганство, мелкое хищение, появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, нарушение правил оборота оружия и другие административные проступки имеют непосредственное значение для профилактики различных видов преступлений. При этом профилактический эффект применения административно-правовых санкций обеспечивается через воздействие на сознание правонарушителя и на конкретные криминогенные ситуации, создание обстановки, что исключает фактическую возможность продолжения антиобщественной деятельности и перерастания ее в преступлениях.
Для юридического обоснования профилактических мероприятий, особенно при осуществлении функций дознания и досудебного следствия, большое значение имеет ряд норм уголовного и уголовно-процессуального права. Не касаясь превентивной роли всего уголовного законодательства и профилактических задач уголовного судопроизводства в целом, необходимо, в частности, отметить, что нормами уголовного закона, регулирующих систему наказаний, порядок и условия их назначения, освобождение от наказания, устанавливается определенный правовой режим для осужденных. Важными элементами этого режима, создают юридические основания профилактической работы с лицами указанных категорий, является установление для них правообмежувальних специальных правил поведения и обязанностей; наблюдение, контроль и надзор за ними со стороны правоохранительных органов и общественности.
Важное значение для юридического обоснования мер индивидуальной профилактики в отношении лиц, уже подлежали уголовному наказанию, имеет уголовно-правовой институт судимости.
Правовое обеспечение процесса профилактики преступности осуществляется также многими другими нормами уголовного права. Профилактический эффект этих норм в од

противодействию организованной преступности.  2.2 Правовые основы борьбы с организованной преступностью в мире.  3.4 Кубов Р. Х. Правовое и ресурсное обеспечение международного сотрудничества в борьбе с организованной

3. Проблемы обеспечения правовой защиты лиц, выполняющих специальное  Основы криминологической теории противодействия организованной преступной деятельности 237.  2. Предупреждение организованной преступности 322.Нормативно-правовое обеспечение противодействия организованной преступности в XXI веке [Текст] /.  Статья находится в издании «Юридическая наука и правоохранительная практика

Главная Нормативные правовые акты О противодействии организованной преступности.  1. Целью настоящего Закона является обеспечение эффективного противодействия организованной преступности.29 мая 2013

| Право → Формирование и развитие нормативно-правовой базы борьбы с  Особую роль в деле противодействия организованной преступности исполняют  Специальное организационно-правовое и техническое обеспечениеПравовое обеспечение антитеррористической деятельности требует постоянного  Нормами законопроекта «О противодействии терроризму» предусматривается уточнение  лиц в организованной международной преступности; 10 июля 2002 г

Наций против транснациональной организованной преступности, согласились о  меры для обеспечения того, чтобы соответствующие органы по противодействию  актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов; проводить14 января 2016

Нормативные акты международных организаций но вопросам противодействия преступности.  Резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам противодействия преступности.Решение задач по противодействию проявлениям организованной преступности  На основании ведомственных нормативных правовых актов центральный  Гришин Д.А. Административная ответственность в механизме обеспечения правопорядка на

§ 4. Международный опыт противодействия организованной преступности. Организованная преступность — наиболее опасная форма социального зла. Иногда ее сравнивают с раковой опухолью, имея в виду и то

проводимым экономическим реформам, обеспечению прав и основных свобод  мер по противодействию организованной преступности и иным видам опасных  нормативно-правовой базы по борьбе с преступностью (во взаимодействии с- на основе проведённого анализа правового обеспечения борьбы с легализацией  - при разрешении правовых коллизий, которые встречаются в нормативных актах  одного из важнейших инструментов противодействия организованной преступности.