Меню

Определение ставок по среднеотраслевым роялти

определение рисков, связанных с брендом, для определения ставки дисконта.  Фактически метод освобождения от роялти (Royalty Relief Method) является30 марта 2007Доминирующим фактором, определяющим величину ставки роялти, является высокий  [2] Сесекин Б.А. Определение расчетной цены лицензии. М.: ВНИИПИ, 1987.РОЯЛТИ (англ. royalty) - периодические отчисления в виде фиксированных ставок  По определению роялти представляет собой отношение величины отчислений в

Маркетинг Менеджмент
Маркетинговый анализ
Маркетинговые коммуникации
Частные случаи маркетинга
"Вокруг маркетинга"
Маркетинговые исследования
Программное обеспечение
Материалы конференций и семинаров
Маркетинговая периодика
Архив маркетинговых публикаций
Главная
Библиотека маркетолога
Маркетинговые коммуникации
Брендинг
Экономическая оценка бренда при операциях по франчайзингу Никифорова С.В.
Профессор кафедры маркетинга СПбГУЭиФ, д.эк.н.
Никифоров А.В.
Доцент кафедры экономической теории Северо-Западного заочного государственного технического университета, к.эк.н.
Журнал « Проблемы современной экономики»
В статье рассматриваются вопросы оценки нематериальных активов компании, в том числе торговых марок (брендов) при их передаче в пользование третьим лицам в рамках сделок по франчайзингу. Авторы предлагают классификацию методов оценки нематериальных активов и обосновывают подход к расчету ставки роялти в операциях по франчайзингу
Развитие российской экономики показывает, что с каждым годом экономические субъекты все больше и больше внимания уделяют интеллектуальной собственности или нематериальным активам (НМА). Так, банки все чаще готовы выдавать под НМА (в качестве залога) кредиты, интеллектуальная собственность все больше становится предметом сделок купли-продажи, интеллектуальную собственность передают по наследству и т.п.
Рынок интеллектуальной собственности или нематериальных активов постоянно растет. Это обусловлено развитием инновационной экономики, внедрением нового оборудования и технологий, ростом рынка инновационных товаров, в том числе развитием нанотехнологий, рынком «франчайзинга» и др. Таким образом, интеллектуальная собственность и другие нематериальные активы становятся неотъемлемой частью деятельности различных экономических субъектов, ее вносят в уставный капитал, тем самым, делая бизнес более привлекательным.
Бренд (торговая марка) является составной частью интеллектуальной собственности организации и ее нематериальным маркетинговым активом.
Нематериальные активы (НМА) — объекты, используемые для получения дохода в течение длительного периода времени (не менее года), не имеющие материально-вещественной формы, либо материально-вещественная форма которых не играет существенной роли в процессе их эксплуатации. За рубежом к НМА относят: фирменные марки и имена; авторские права; обязательства не вступать в конкуренцию; лицензии; гудвилл; права на эксплуатацию; патенты; документированные консультации; торговые марки: технологии [1].

определение величины соответствующей ставки дисконтирования  R - ставка роялти по отрасли; Зt - расходы, связанные с поддержанием НМА в силе в t-й год

А.П. Аксенов определяет НМА как долгосрочные права, обеспечивающие владельцам определенный доход или иную пользу, обладающие стоимостью и не имеющие материально-вещественного содержания [2].
НМА занимают особое место в составе имущественного комплекса собственника. В настоящее время мировой опыт свидетельствует, что значение НМА как инструмента повышения стоимости и конкурентоспособности организации неуклонно и динамично повышается. Наличие НМА в составе имущества организации, их интеллектуальная защищенность существенно повышают инвестиционную привлекательность организации.
На основании последних изменений в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО 3) определение нематериальных активов было значительно расширено. Как правило, нематериальные активы подлежат амортизации в период до 20 лет. Особое место в НМА занимает «гудвил», который амортизации не подлежит, однако требуется его ежегодная переоценка.
В соответствии с МСФО 3 нематериальные активы включают пять основных категорий:
— маркетинговые активы (торговые марки, торговые знаки, доменные имена и др.);
— клиентские активы (клиентская база, клиентские контракты, система взаимоотношений с клиентами и др.);
— творческие активы (фотографии, книги, журналы и др.);
— договорные активы (патенты, лицензии, рекламные и сервисные контракты, франчайзинговые соглашения, трудовые договоры сотрудников и др.);
— технологические активы (программное обеспечение, know-how, торговые секреты, бизнес-процессы и др.).
НМА являются предметом интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность — это материально выраженный результат умственной (интеллектуальной) деятельности, дающий право его обладателю (автору) исключительное право на него, защищаемое либо соответствующими официально выданными документами — патентами или свидетельствами (промышленная собственность), либо законодательно установленными нормами авторского права [3].
Интеллектуальная собственность включает в себя две основные сферы прав:
— права на промышленную собственность, под которой понимаются главным образом права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, наименования месс происхождения товара, «ноу-хау» и программы ЭВМ;
— авторское право, под которым понимаются права на научные, литературные, музыкальные, художественные и аудиовизуальные произведения.
Формы охраны интеллектуальной собственности могут быть различными: патенты исключительного права (на изобретения, полезные модели, промышленные образцы), свидетельства (на товарные знаки, знаки обслуживания и т.п.), регистрации (программы для ЭВМ, базы данных, наименование мест происхождения товара) и договора.

Общепринятое определение понятия "роялти". В отличие от объектов права  Ставка роялти определяется в процентах от стоимости чистых продаж лицензированной

Во всех случаях создатель признаваемого охраноспособного объекта интеллектуальной собственности, защита которого оформлена надлежащим образом (вступившим в силу охранным документом, регистрацией, выпуском в свет и т.п.), приобретает тем самым исключительное право на его использование, реализацию в любой форме, передачу по договору (например, по лицензии) и т.п.
Вопросы обеспечения безопасности коммерческой деятельности от возможного нарушения прав охраняемой интеллектуальной собственности во всех ее формах чрезвычайно важны в условиях рыночных отношений. В РФ эти права постепенно становятся одними из самых конкурентоспособных товаров, которые при умелом их использовании способны принести наиболее высокие прибыли на современном рынке (внешнем и внутреннем).
Таким образом, бренд (торговый знак) должен быть обязательно зарегистрирован, чтобы он имел правовую защиту. Это необходимо для последующей продажи права (лицензии) на использование бренда другими лицами в рамках операций по франчайзингу.
Будучи нематериальным активом и объектом интеллектуальной собственности бренд товара в виде его торговой марки должен быть оценен. Экономическая оценка товарного бренда необходима для того, чтобы определять объективную стоимость лицензии на использование бренда другими субъектами.
Что касается экономической оценки НМА, то ее особенность заключается в том, что практически каждый объект интеллектуальной собственности уникален и требует индивидуального изучения и подбора соответствующего метода оценки. Помимо этого, каждый метод оценки требует сбора дополнительной специфической информации для его реализации. Например, в некоторых случаях придется искать на открытом рынке аналоги данного вида НМА, изучать рынок аналогичных активов и сделок с ними, в других — подробно изучать планы и прогнозы компании по использованию актива, возможности приносить дополнительные доходы и многое другое.
Экономическая оценка НМА предполагает определение их рыночной стоимости. Международными стандартами оценки рыночная стоимость собственности определена как расчетная величина — «денежная сумма, за которую имущество должно переходить из рук в руки на дату оценки между добровольным покупателем и добровольным продавцом в результате коммерческой сделки после адекватного маркетинга; при этом полагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения» [4].
Экономическая оценка НМА осуществляется через ряд стадий (см. рис.1).
Рис. 1. Процесс оценки НМА
На этапе постановки задания на оценку осуществляется идентификация оцениваемого актива, определение целей и задач оценки, оцениваемых прав, вида оцениваемой стоимости, способа возможного использования и границ применимости результатов оценки.
На этапе описания и анализа объекта оценки выявляются количественные и качественные характеристики объекта.
Анализ конкурентного окружения предполагает исследование рынка, соотношения спроса и предложения, определение конкурентного контекста, динамики и перспектив развития рынка. Важным аспектом исследования является определение типичных участников рынка, их мотивации, изучение стандартных условий сделок. Помимо этого рассчитываются финансовые альтернативы с аналогичным риском инвестирования средств.
Выбор методов оценки связан с обоснованием одного их трех подходов, установленных Стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности в РФ: затратного, сравнительного и доходного.
Этап заключения о стоимости объекта осуществляется на основе сопоставления расчетных стоимостей, полученных при помощи использованных классических методов оценки. На данном этапе проводится анализ достоверности полученных величин стоимости и соответствия каждого подхода заявленным целям оценки.
Остановимся более подробно на анализе подходов к оценке объектов интеллектуальной стоимости. На рис. 2 представлены три подхода и метода оценки, применяемые в современной практике экономической оценки НМА.
Рис. 2. Классификация методов оценки НМА
При оценке интеллектуальной собственности (ИС) всегда имеется возможность применить затратный подход и построить рыночную стоимость объекта с учетом издержек на оформление правовой охраны и других необходимых затрат. Однако в большинстве случаев результат такой оценки оказывается не адекватным действительной ценности объекта.
Г. Смит и Р. Парра предложили наиболее адекватные подходы к оценке различных видов НМА, что представлено в табл. 1.
Таблица 1. Рекомендуемая предпочтительность применения подходов к оценке НМА и объектов ИС
Виды НМА и ОИС В первую очередь Во вторую очередь Редко применим Патенты, и технологии Доходный Рыночный Затратный Товарные знаки Доходный Рыночный Затратный Объекты авторского права Доходный Рыночный Затратный Квалифицированная рабочая сила Затратный Доходный Рыночный Информационное программное обеспечение менеджмента Затратный Рыночный Доходный Про

Отрасль промышленности. Ставка роялти,% Автомобильная промышленность. 1-3.  определение рисков, связанных с товарным знаком для определения ставки

2. Определяется ставка роялти. . Определяется экономический срок службы патента или лицензии, товарного знака.  Определение ставки дисконтирования.Определение ставок роялти.  Формирование ставок роялти обычно производится по формуле, зависящей от цены продаж или выручки, на.

Напомним формулу определения стоимости с помощью ставки капитализации: С  Таблица 15. Стандартные ставки роялти по отраслям материального производства.

Таблица 8.1 Определение ставок роялти. Доля прибыли лицензиара в прибыли лицензиата (в первый год использования лицензии).Определение ставки роялти. Метод освобождения от роялти.  Ставка роялти обычно выражается в виде процента о следующих базовых показателей

2. Определение промежуточных значений ставок роялти. 2.1. Определение ставок роялти по аналогии с ранее применявшимися ставками.

Ставка роялти зависит также от предоставляемых лицензиаром дополнительных  Классификация и особенности категории "Методика определения рыночной цены на2. Определяется ставка роялти. Если нет опыта продаж лицензий аналогичного  При определении срока действия лицензионного договораТ необходимо учитывать

По определению ставка роялти (R) (величина % периодических отчислений в пользу правообладателя)

Какие ставки роялти ныне актуальны?  Понятие роялти вводится для определения несколько других выплат, которые должен делать будущих предпринимательПри определении размеров роялти нужно стремиться к оптимальной величине в  Ставка роялти указывается в договоре франшизы, периодичность платежей также

Зависимость ставки роялти от плотности углеводородного сырья.  Такой подход к определению величины роялти применительно к нефтегазовым ресурсам имеет

Скользящая ставка роялти стимулирует лицензиата к производству и сбыту  Акустические системы обнаружения или определения местонахождения, в том числеЭта таблица позволяет предварительно определять примерную ставку роялти для  Последовательность действий при определении ставки роялти.

Введение. В работе раскрывается сущность понятия «ставка роялти», проводится анализ существующих методов оценки роялти, выделяются их достоинства и недостатки.

Так, ставка роялти в 5% для исключительной лицензии непригодна при определении цены неисключительной лицензии (несмотря на родственность технологии).Более трудной задачей будет определение того, насколько ставку роялти можно дисконтировать с учётом факторов риска.

Порядок определения ставок роялти при заключении контрактов на разработку полезных ископаемых (приложение №1)

Определение ставки роялти После выбора базы роялти следует переходить к определению ставки роялти.самой продажи лицензий, определению ставок роялти и расчёту стоимости лицензий.

Определение ставки роялти. Ставка роялти обычно выражается в виде процента о следующих базовых показателей

При оценке используются ставки дисконта и капитализации. Вообще, определение «среднерыночных ставок роялти» достаточно проблематично.При определении ставки роялти устанавливают нижний и верхний пределы, в рамах которых выбирается приемлемая для сторон величина.

Практика расчета стоимости лицензии и определения размера ставки роялти. Статья опубликована в журнале «Интеллектуальная собственность.

ставка роялти – часть базы роялти в процентном выражении, используемая для определения величины роялти(аналогично аренде материальных активов), наиболее распространенный принцип определения цены лицензии - фиксация в договоре ставок роялти.