Меню

Поэтому ключевой проблемой противодействия незаконному обороту наркотических средств является правовое обеспечение антинаркотической деятельности.

Андреева А.А. "Уголовно - правовые противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ".  -1996. -стр.165 57. Лончаков А.П. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении.О правовом регулировании легального оборота наркотических средств и государственном надзоре за  Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) / Под ред. П. А. Воробьева.ГЛАВА 3. Проблемы квалификации незаконного оборота наркотических средств и  Важное место в правовом обеспечении гарантий охраны здоровья  21. Маслов В.С. Уголовно правовая характеристика незаконного оборота наркотических средств и

Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества Евгений Евгеньевич Тонков
Политика и право
Предисловие
Глава 1. Теоретические основы государственно-правовой политики противодействия наркотизации общества
1.1. Государственно-правовая политика Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
1.2. Противодействие наркотизации общества как временная функция государства
Конец ознакомительного фрагмента.
Примечания Е. Е. Тонков
Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества
Все то, что происходит в России сегодня, по своим масштабам несоизмеримо с наркотизацией и криминальной активностью населения еще десятилетие назад. В результате нестабильной экономической обстановки и паралича господствовавшей ценностной парадигмы государственные органы оказались не готовы к защите эталонов своего поведения и тех идеалов, которые подверглись бесцеремонному разрушению.
Криминальная деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков становится в глазах населения социально престижным занятием. Если ранее лица, сознательно преступившие закон, ассоциировались в массовом сознании с маргинальными слоями общества, то в настоящее время их можно считать самостоятельной социальной группой. Участие в противоправной деятельности, правовой нигилизм, принадлежность к тем или иным преступным кланам и группировкам нередко становится пределом желаний и социальных ожиданий. Часть населения, особенно молодежь, мечтает войти в состав криминальных структур.
Возрастающее распространение таких воззрений и ориентаций позволяет предположить наличие больших перспектив у российской наркомафии, которая имеет значительные социальные ресурсы в виде несовершеннолетних правонарушителей. В целом рост наркопреступности является симптомом, предвестником нарастающих социальных катаклизмов в стране. На этом тревожном фоне приходится с сожалением констатировать неэффективность современной государственно-правовой политики противодействия наркотизации общества.
В Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, утвержденной постановлением Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 года № 5494-1, отмечалось, что «государственная политика по контролю за наркотиками должна обеспечивать баланс мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного предложения наркотических средств и уменьшение спроса на них, и строиться по следующим главным направлениям: совершенствование порядка регулирования законного оборота наркотических средств; борьба с их незаконным оборотом; предупреждение незаконного потребления этих средств; лечение и социальная реабилитация больных наркоманией»

Порядок обращения наркотических средств и психотропных веществ на  В целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны  Правовое регулирование оборота лекарственных средств « | » Глава 13.

[1].
В Концепции были определены первоочередные задачи по совершенствованию и правовому обеспечению деятельности по контролю за оборотом наркотиков, созданию межведомственной системы сбора и анализа информации об их распространении, широкому внедрению объективных методов идентификации наркотических средств, совершенствованию медицинских и юридических подходов к раннему выявлению их незаконных потребителей, а также выделению групп населения с повышенным риском незаконного потребления наркотиков и дифференцированному проведению в отношении них предупредительных мероприятий.
Прошедшее с момента принятия Концепции время показало, что государство не справляется с возложенными на него функциями в рассматриваемой сфере, а его деятельность не отвечает философским основам осуществляемых реформ. Изложенный в Концепции неблагоприятный общий прогноз ситуации с наркотиками не только подтвердился, но и существенно усугубился прогрессирующими негативными процессами.
Как справедливо подчеркивает Н. И. Матузов, «в результате допущенных в ходе реформ ошибок, поспешности и некомпетентности было потеряно много возможностей»
[2].
Распространению наркотизации способствовало и то, что в 90-х годах российское общество не осознавало всех масштабов опасности, которую несет расширение неконтролируемого использования психоактивных веществ. Общественное мнение в отношении значимости антинаркотической политики длительное время не формировалось, пока проблема не затронула интересы существенной части населения страны. Выступления политиков, руководителей органов законодательной и исполнительной властей, ученых, представителей творческой интеллигенции, в которых была представлена объективная картина развития наркоситуации в стране, обращалось внимание на необходимость принятия экстренных мер по противодействию наркотизации, в условиях отсутствия действенной государственной антинаркотической политики не могли консолидировать общество для реального решения проблем борьбы с наркобизнесом и наркоманией.
Принципы государственной политики, перечисленные в ст. 4 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», нуждаются в переосмыслении, дополнении и переоценке с учетом достигнутых результатов, анализа просчетов и промахов, определения новых подходов и актуализации задач. Формирование свободного гражданского общества, реальной демократии, создание правового государства подразумевают господство права, Конституции и закона. Сильное государство, соответствующее современному характеру и структуре общества, должно располагать не менее эффективной методологией и реальным инструментарием, позволяющими обеспечить надежное противостояние угрозе наркотизации.

= Перейти к содержанию учебника =. 12.2. Правовое регулирование оборота наркотических средств и оказания помощи больным  Медико-санитарное обеспечение осуж-денных к лишению свободы 1. Лечебно-профилактическая и

Тем самым актуализируется проблема развития научной составляющей государственно-правовой политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, которая должна проводиться в неразрывной связи с деятельностью по защите прав и свобод человека и гражданина, установлению конституционного правопорядка, сохранению психического здоровья нации при соблюдении принципов сбалансированного применения воспитательных и принудительных мер, скоординированного решения задач правоохранительной и просветительской направленности.
По мнению В. В. Лапаевой, «расширение сферы действия государственной научной политики обусловлено тем обстоятельством, что в настоящее время без науки невозможно обеспечить такое качество государственных решений, которое гарантировало бы населению современные стандарты жизни»
[3].
Методологическим инструментом реформирования системы противодействия наркотизации общества должна стать концепция управления рассматриваемым процессом, означающая не только изменение направленности государственно-правовой политики страны в данной сфере, но и придание самой категории «противодействие наркотизации общества» временного статуса одной из функций государства. Рассмотрение права в плоскости социальной технологии предполагает, что методология должна выстраиваться как с позиции ее системности, так и функциональности. Это дает веские основания оценивать в рамках правовой системы государства эффективность противодействия наркотизации, то есть качество деятельности государства и общества по решению поставленной задачи.
Несмотря на относительную самостоятельность, право, как и другие виды социальных норм, осуществляет специфические регулятивные функции не изолированно, а в тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами, в частности, моралью. При этом мы имеем в виду не только ориентированность на безусловное исполнение законов и совершенствование правоприменительной практики (хотя и то, и другое чрезвычайно важно), но и наполнение антинаркотической деятельности качественно иным содержанием, подразумевающим, в том числе, использование нравственного потенциала общества. В механизме противодействия наркотизации присутствует сложная духовная составляющая, что требует расширения методологических границ формально-юридического подхода до социологических и психолого-педагогических параметров.
Правоохранительные органы, представляя собой один из наиболее значимых структурных компонентов государственного аппарата, всегда и при всех политических режимах испытывали многофакторное воздействие. В современной социально-политической обстановке сотрудникам правоохранительных органов приходится нередко действовать в особых условиях и, кроме того, наряду со всеми согражданами, переживать материальные и моральные последствия экономического кризиса, разрушения привычной системы духовно-нравственных идеалов.
Размышляя о причинах противоправного поведения, М. Ю. Юсупов находит их в конфликте социальных норм, «когда различные социальные нормы в идентичной жизненной ситуации предписывают противоположные, взаимоисключающие варианты поведения, в результате чего соблюдение одной нормы всегда сопровождается нарушением другой нормы»
[4].
Мы полагаем, что поиск новых, перспективных идей по преодолению наркотизации общества следует проводить с позиции теории конфликта. Наркопреступность представляет собой лишь одну из сторон социального конфликта, в разрешении которого определяющую роль играет соответствующая государственная политика. При этом противодействие наркопреступности, в отличие от борьбы с ней, включает в себя не только деятельность правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, но и целенаправленные мероприятия, осуществляемые различными ведомствами, общественными организациями, отдельными гражданами, т. е. всем обществом.
Недостаточная эффективность противодействия наркотизации общества представляет собой результат развития конфликта, возникающего и развивающегося между правовыми ограничениями и правовыми возможностями, действующими в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. С одной стороны, государство формирует вполне определенные ограничения возможностей граждан по поводу употребления и распространения наркотиков, а с другой – обязано (но не всегда делает это) не только охранять права граждан, но и поощрять их социально-правовую активность, направленную на противодействие наркотизации общества.
Ограничения свободы поведения и выбора форм деятельности существовали на протяжении всей истории человечества. Как подчеркивает Д. Шумпетер, ни одно современное общество н

Научно-методическое обеспечение. Нормативные документы. Информация о сайте.  Во-вторых, усиливались репрессивные уголовно-правовые меры в отношении лиц, которые  Из незаконного оборота изъято свыше 27 тонн наркотических средств и

Административно - правовые средства предупреждения. незаконного оборота наркотических средств.47.  Лончаков А.П. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении.Глава 2. Средства обеспечения использования видеозаписи в судебном процессе.  Тема 8. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

Правовые понятия, связанные с оборотом наркотических средств Для более  Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров  В целях обеспечения борьбы с организацией и содержанием притонов наркомании

Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и  В ст. 41 Конституции РФ провозглашаются важнейшие принципы, лежащие в основе обеспечения и охраны физического иТема «Правовое обеспечение расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации».23 июня 2009

- разработка нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ  79. Ткаченко В. «О наркотических средствах и психотропных веществах: уголовно-правовое обеспечение закона»

Административно-правовые средства борьбы и выявления незаконного оборота наркотических средств.  Сбирунов П.Н. Современные тенденции наркобизнеса в стране и вопросы правового обеспечения борьбы с ними.С целью улучшения обеспечения амбулаторных пациентов наркотическими лекарственными средствами и  5. Внукова В. А. О правовом регулировании легального оборота наркотических средств и государственного надзора за его