Меню

Правовое обеспечение применения электронной цифровой подписи

Введение. Глава 1. организационно-правовое обеспечение электронной цифровой подписи.  .6 Применение ЭЦП. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Список литературы.Сёмкин С.Н., Сёмкин А.Н Основы правового обеспечения защиты информации. Учебное пособие для вузов. М - 238 с.: ил., 2008 - перейти к содержанию учебника. 7.2. Правовые аспекты применения электронной цифровой подписи.Правовое обеспечение использования ЭЦП DOCX. РГТЭУ, Краснодар, 2013. — 12 с. Правовое регулирование отношений в сфере электронного документооборота.

О применении электронной цифровой подписи в электронном документообороте
С.Малофеев
О применении электронной цифровой подписи в электронном документообороте
Электронная цифровая подпись – важный реквизит электронного документа
Законодательство в сфере электронного документооборота
Использования электронной цифровой подписи при совершении сделок, требующих удостоверения
Современное общество невозможно представить без развитой системы управления. Управление осуществляется практически во всех сферах общественной жизни. Процесс принятия значимых решений тесно связан с таким понятием, как документ. Термин «документ» происходит от латинского. documentum – «свидетельство, доказательство», т.е. это письменная фиксация принятого управленческого решения или какого­либо значимого факта.
С развитием информационных технологий стали широко применяться так называемые электронные документы, использование которых даёт массу преимуществ для пользователей:
ускорение процессов документооборота;
способность передавать документ по цифровым каналам связи;
легко изменяемое содержание (редактирование);
теоретическая возможность вечного хранения;
неограниченность экземпляров, имеющих юридическую силу и проч.
Однако использование электронных документов порождает и ряд определённых сложностей. На взгляд автора, одной из главных проблем использования таковых документов является обеспечение юридической силы электронного документа. Для решения этой проблемы предусмотрен специальный реквизит электронного документа – электронная цифровая подпись.
Электронная цифровая подпись – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе1. Электронная цифровая подпись обеспечивает юридическую равнозначность собственноручной подписи2. Однако использование электронной цифровой подписи не гарантирует абсолютную защиту электронного документа от искажения значимой юридической информации (справедливости ради, стоит заметить, что абсолютной защиты вообще гарантировать невозможно, а уж поставить малопонятную «закорючку» на бумаге куда проще, чем «подобрать» ключ сертификата электронной цифровой подписи). Для этого законодательство предусматривает ряд прочих организационно­правовых и технических мер по обеспечению аутентичности электронных документов.

Правовое регулирование использования ЭЦП до 1 июля 2012 года осуществляется Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

На данный момент законодательное регулирование вопросов электронного документооборота находится в ведении Федерального агентства по информационным технологиям (ФАИТ) при Мининформсвязи3, что, на взгляд автора, является явной недооценкой важности вопросов применения электронной цифровой подписи: вопрос об удостоверении юридических фактов на основе документа, по крайней мере, должен регулироваться в рамках структуры Министерства юстиции, но об этом чуть ниже.
В современном российском праве электронная цифровая подпись уже используется в нескольких сферах:
Финансово­кредитные отношения (ФЗ «Об инвестиционных фондах» 29 ноября 2001 года № 156­ФЗ ст. 3 ч. 7, Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 ноября 2004 г. № 04­908/пз «Об утверждении требований к формату электронных документов с электронной цифровой подписью, предоставляемых в федеральную службу по финансовым рынкам»).
Налоговые отношения, в т.ч. отчётность (Приказ ФНС «Об организации сети доверенных удостоверяющих центров» от 13 июня 2006 г. и др.).
Организация выборов (ФЗ «О государственной автоматизированной системе РФ «Выборы» от 10 января 2003 года № 20­ФЗ).
Подробнее остановимся на институте так называемых удостоверяющих центров. Указанный Федеральный закон предусматривает использование электронной цифровой подписи при совершении гражданско­правовых сделок (ст. 1 ч. 2), по причине малозначимости которых законодатель, очевидно, счёл возможным передать регулирование указанных вопросов удостоверяющим центрам.
Организационно­правовая форма удостоверяющего центра в соответствии с Законом установлена лишь в самом общем виде – юридическое лицо, которое обладает «необходимыми материальными и финансовыми возможностями, позволяющими ему нести гражданскую ответственность перед пользователями сертификатов ключей подписей за убытки, которые могут быть понесены ими вследствие недостоверности сведений, содержащихся в сертификатах ключей подписей» (ст. 8 ч. 1). То есть деятельность в сфере обеспечения подлинности электронной цифровой подписи может вести любое юридическое лицо, как коммерческое, так и некоммерческое, получившее в установленном порядке лицензию на подобный вид деятельности. Более того, удостоверяющим центром может быть организация, для которой деятельность по выдаче сертификатов ключей электронной цифровой подписи и обеспечение их сохранности не является основной.
Указанные нормы законодательства являют нам пример формирования достаточно гибкой системы учреждений, призванных обеспечить широкое применение электронной цифровой подписи, поскольку предоставляют большую организационно­правовую свободу деятельности удостоверяющих центров и уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего соблюдение норм Федерального закона.

Законопроект "Об электронной цифровой подписи" (далее - законопроект)  обеспечение правовых условий для использования ЭЦП в процессе обмена  путем применения принадлежащего ему закрытого ключа ЭЦП, полученный с

Подобное регулирование такой важной сферы, как удостоверение электронных документов, на взгляд автора данной статьи, порождает ряд вполне уместных замечаний:
Сфера применения норм гражданского права достаточно широка и не имеет ограничений по объему средств, являющихся предметом (или эквивалентом предмета) сделки и может возникнуть правовая ситуация, когда размер «необходимых материальных и финансовых возможностей» удостоверяющего центра будет явно недостаточным, чтобы ему «нести гражданскую ответственность перед пользователями сертификатов ключей подписей за убытки», причинённые нарушением обязательств со стороны удостоверяющего центра.
Удостоверяющий центр несёт ответственность за убытки, причинённые лицу, вступившему в договорные отношения с Центром, очевидно, лишь в том случае, когда правомерность взыскания таких убытков установлена судом (т.е. речь идёт о доказывании нарушения договора со стороны удостоверяющего центра). Подобная ситуация подрывает сам смысл удостоверяющего центра: «Нотариальная функция (а именно эту функцию по отношению к электронным документам берёт на себя удостоверяющий центр – С.М.) имеет своим основанием точную констатацию юридических фактов и актов, а также сохранение доказательственной силы этих средств» (Папа Павел VI).
Законодательно вопрос о хранении электронных документов практически не урегулирован, но даже если какие­то нормативно­правовые акты в этой сфере будут приняты, без экономического подспорья коммерческие удостоверяющие центры (а такая возможность законом не исключается) едва ли будут применять меры по сохранению электронных документов. Более того, в случае прекращения деятельности (ликвидации) удостоверяющего центра законом предусмотрена процедура передачи всех дел удостоверяющего центра на основании договора, но совершенно очевидно, что, кроме обязательств, ликвидирующемуся центру передать нечего, чем же должен руководствоваться тот удостоверяющий центр, который возьмет на себя новые обязательства? Правда в законе есть оговорка, что «сертификаты ключей подписей, не переданные в другой удостоверяющий центр, аннулируются и передаются на хранение … уполномоченному федеральному органу исполнительной власти» (ст. 15 ч. 2).
В свете вышеизложенных замечаний автор предлагает ряд организационно­правовых мер, призванных устранить указанные недостатки или, по крайней мере, существенно уменьшить их возможные вредные последствия:
Создать единый государственный орган (наиболее уместно Федеральный удостоверяющий спец. центр при Министерстве юстиции) с правами разработки законодательных и нормативно­методических основ использования электронных документов на территории РФ (прежде всего, в сфере государственного управления и судебной защиты сделок, заключаемых с использованием электронно­цифровых технологий, поскольку это наиболее значимые сферы государственного регулирования); этот центр будет организационно­методически помогать регулировать отношения в сфере применения ФЗ «Об электронной цифровой подписи», а также контролировать те сферы, которые государство сочтёт наиболее важными, что, видимо, следует сделать в форме постановления Правительства РФ (для такого нормативно­правового акта необходима возможность оперативного внесения изменений). Вышепоименованный центр первоначально может быть относительно небольшим и представлять собой сообщество юристов, программистов, документоведов и архивистов (юристы будут заниматься вопросами законодательной и правоприменительной практики, программисты – отвечать за технические вопросы создания и функционирования информационных систем, документоведы и архивисты будут заняты вопросами методического плана и создания единообразных правил ведения электронной документации, а также хранения электронных документов) на правах постоянных консультантов.
В субъектах Федерации создать государственные органы исполнительной власти, регулирующие соблюдение законодательства в сфере электронной документации на территории субъекта РФ (гос. орган будет совмещать функции удостоверяющего центра и контролирующего органа, что позволит реально осуществлять принцип проведения единой государственной политики в указанной сфере, а также создать конкуренцию среди государственных и негосударственных удостоверяющих центров).
Утвердить специализированный классификатор видов гражданско­правовых сделок, подлежащих удостоверению с использованием электронной цифровой подписи, учитывающий при лицензировании юридического лица в качестве удостоверяющего центра (т.е. юридическое лицо, являющееся удостоверяющим центром, будет специально лицензироваться на удостоверение не всех, а лишь определённых видов гражданско­правовых сделок). На взгляд автора, при реше

Правовое обеспечение ЭЦП. Комиссией ООН по международному торговому праву (UNCITRAL)  Юридическая сила электронной подписи признается при наличии в  Законодательно могут устанавливаться ограничения на применение электронных

Понятие электронно-цифровой подписи. Компьютеризация привела к возникновению целого ряда проблем, в том числе и правовых.  Тюмень 2010. План. 1. Понятие и правовое значение электронно-цифровой подписи.Glazavezde.RU » Литература » Дипломные работы » Разработка методики применения электронной цифровой подписи в  Также рассматривает понятие обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в

ментам; - обеспечение правовых условий для использования электронных цифровых.  выдавшего сертификат ключа подписи; - данные об ограничении вида или области применения ЭЦП17 июля 2004

Основные области применения ЭЦПЭлектронно-цифровая подпись ЭЦП имеет смысл только в том случае если на  Обеспечение правовой охраны программ для ЭВМ; определения правового  возможность и сферы применения электронных документов и цифровой подписи

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона. Статья 2. Правовое регулирование в области  является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при 8 ноября 2007

Нормативно-правовое обеспечение электронной коммерции. Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы  Цель Федерального закона № 1ФЗ «Об электронной цифровой подписи» — обеспечить правовые условияподписей" (ч. 1 ст. 8). То есть деятельность в сфере обеспечения подлинности электронной цифровой подписи.  широкое применение электронной цифровой подписи, поскольку предоставляют большую организационно-правовую свободу

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) это реквизит цифрового документа для его идентификации и подтверждения юридической значимости.  Правовые основы. Работа с ЭЦП регламентируется такими документами

Тема «Электронная цифровая подпись». 1.Понятие электронной цифровой подписи и ее техническое обеспечение.  Основной целью Закона провозглашается обеспечение правовых условий для применения ЭЦП в электронномКонфиденциальность: электронной цифровой подписи (ЭЦП) безошибочно указывает на  Электронная цифровая подпись - правовые аспекты.  Значение применения криптоалгоритмов в современном программном обеспечении.

9.4. Правовое обеспечение электронной цифровой подписи.  Основной целью Закона провозглашается обеспечение правовых условий для применения ЭЦП в электронном документообороте и реализации услуг по удостоверению ЭЦП

Правовое регулирование применения электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) в  Как указывается в самом законе, его цель – обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, приОб электронной цифровой подписи. Глава I. Общие положения. Статья 1. Цель и сфера применения настоящего  закона является обеспечение правовых условий для использования электронной цифровой подписи в электронных документах

Нормативно-правовое поле использования электронной подписи.  Применение ЭЦП (электронная цифровая подпись): возможности, проблемы и перспективы.  Практика обеспечения юридической значимости электронного документооборота

В большинстве взаимоотношения сторон по применения ЭЦП складываются в рамках гражданско-правовых отношений, и  При этом Закон «Об электронной цифровой подписи» ставит своей целью обеспечения правовых условий использованияИнструментальное программное обеспечение ЭВМ. Алгоритмы цифровой подписи.  Все стадии обслуживания электронной подписи (создание, применение, удостоверение и проверка) автоматизированы.

Существует целый ряд мифов и заблуждений, связанных с применением электронной цифровой подписи в России. Дело в том, что использование ЭЦП требует как технического, так и организационно-правового обеспечения.

- правовое обеспечение процессов информатизации.  Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате1. Понятие и правовое значение электронно-цифровой подписи. 2. Понятие и сущность электронной банковской деятельности. Список используемой литературы.

«Правовая защита информации» - Интерактивный дисплей (реагирующий на нажатие). Механизм применения электронной цифровой подписи.

является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при  Все стадии обслуживания (создание, применение, удостоверение и проверка ЭЦП) автоматизированы, что значительноВ курсе подробно рассматриваются организационно-правовые вопросы применения электронной цифровой подписи (ЭЦП) и обеспечения деятельности удостоверяющих центров (УЦ) в соответствии с законодательством РФ.

Технические и правовые аспекты использования электронно-цифровой подписи и электронного  Карпина Анна Сергеевка. студент 4 курса, кафедра комплексного обеспечения информационной безопасности

Аннотация. В курсе подробно рассматриваются организационно-правовые вопросы применения электронной цифровой подписи (ЭЦП), различных видов электронных подписей (ЭП), а также обеспечения деятельности удостоверяющихОднако общезначимый, единый для всех, правовой механизм применения электронной цифровой подписи в  закон “Об электронной цифровой подписи“ явится краеугольным камнем для правового обеспечения становления и развития