Меню

Правовой механизм обеспечения здоровья граждан рк

Согласно статье 30 (части 1-14) и статье 31 (часть 4) "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" в случае обращения за  Это мошеннический механизм отъема труда граждан у колонизированных странМеждународно-правовые механизмы обеспечения права на охрану здоровья в контексте эпидемий, представляющих глобальную угрозу - davaiknam.ru o_O.  Права граждан на охрану здоровья в системе медицинского страхования 7. 579.74kb.Современная концепция ОМС в механизме обеспечения прав граждан на  Такой правовой фон, являясь сопровождением страховых обязательств, будет неизбежно  - <52> Путило Н.В. Законодательство об охране здоровья граждан: перспективы

О.А. ЦЫГАНОВА, к.м.н., доцент ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет», Архангельск
В статье представлена классификация субъектов системы обеспечения и защиты прав граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи, дана характеристика этико-правовому направлению ее совершенствования.
Действующая система обеспечения и защиты прав граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи представлена взаимодействием всех ее структурно-функциональных компонентов: субъектов системы, видов и характера обращений граждан, порядков и результатов их рассмотрения.
Основываясь на классификациях, предложенных В.Б. Филатовым и И.А. Петровой [11], А.В. Азаровым [1], А.Н. Пищитой [12] и Н.Н. Седовой [13], всю совокупность субъектов системы обеспечения и защиты прав граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи мы подразделили на две большие группы:
1. Субъекты обеспечения прав граждан:
1.1. Органы исполнительной, законодательной власти и местного самоуправления, в т. ч. органы управления здравоохранением и соответствующие должностные лица.
1.2. Субъекты и участники системы обязательного медицинского страхования (Федеральный и территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации, страхователь, медицинская организация).
2. Субъекты защиты прав граждан:
2.1. Надзорные государственные органы или организации, обеспечивающие охрану законных прав и интересов граждан (Прокуратура, Росстрахнадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, аппарат уполномоченного по правам человека, Федеральная антимонопольная служба).
2.2. Органы общественного контроля — общественные организации и институты (профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации и их объединения, ассоциации страховых медицинских организаций, общества защиты прав потребителей, общественные организации пациентов, этические комитеты (комиссии); попечительские и общественные советы; общественные движения по защите прав граждан на охрану здоровья, СМИ и др.).
2.3. Субъекты досудебного и судебного рассмотрения споров (третейские суды, медиаторы, суды общей юстиции, конфликтные комиссии).
Механизм обеспечения и защиты прав граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи предполагает в случае необходимости их обращение в соответствующие органы и организации с предложениями, заявлениями, жалобами, консультациями, претензиями, исковыми заявлениями и ходатайствами [7]. При этом с жалобами, предложениями и заявлениями граждане обращаются в органы власти, надзорные государственные органы и организации общественного контроля; с жалобами, предложениями, претензиями и за консультациями — к субъектам и участникам системы ОМС; с исковыми заявлениями, жалобами и ходатайствами — в судебные органы.

Механизм обеспечения и защиты прав граждан на получение доступной и  Гражданско-правовой порядок рассмотрения обращений предусматривает  Так, согласно ст. 14 и ст. 16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской

Результаты рассмотрения обращений зависят от способа обеспечения и защиты прав граждан (досудебного или судебного), характера обращения (прямой или опосредованный) и применяемого порядка его рассмотрения (нормативного, административного, гражданско-правового). Так, результатом применения нормативного порядка является создание и совершенствование законодательной и нормативной базы, обеспечивающей исполнение гарантированных прав граждан на получение надлежащей медицинской помощи. Следствием использования административного порядка — признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; прекращение действий, нарушающих права и законные интересы граждан; привлечение к ответственности лиц, виновных в несоблюдении (нарушении) права. Гражданско-правовой порядок рассмотрения обращений предусматривает возмещение вреда, причиненного имущественным интересам гражданина при оказании ему медицинской помощи; компенсацию вреда, причиненного личным неимущественным интересам (жизнь и здоровье); компенсацию морального вреда. При этом нормативный порядок рассмотрения применяется в качестве досудебного способа защиты прав граждан, а административный и гражданско-правовой — как досудебного, так и судебного способов.
Действующая организационно-функциональная модель обеспечения и защиты прав граждан при получении медицинской помощи является несовершенной. Это проявляется прежде всего в невозможности достижения конечного результата, которым является удовлетворение потребностей населения в доступной и качественной медицинской помощи. Вместе с тем в последние годы в нашей стране произошли определенные сдвиги в этом направлении. Все многообразие существующих в настоящее время форм и методов развития системы обеспечения и защиты прав граждан может быть объединено в четыре основные направления: этико-правовое, финансово-организационное, информационное и социально-гуманитарное.
В данной статье проводится подробное рассмотрение этико-правового направления развития системы, которое включает дальнейшее формирование этико-деонтологических принципов оказания медицинской помощи, а также совершенствование действующего и разработку нового законодательства в области обеспечения и защиты прав пациентов.
В настоящее время этические и деонтологические принципы оказания медицинской помощи основываются на соблюдении основополагающих норм национального законодательства: Клятвы врача (ст. 71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») [10], Кодекса врачебной этики РФ [3] и Этического кодекса медицинской сестры России [15]. Кодексы профессиональной этики медицинских работников представляют собой кодифицированные нормативные акты, принятые представителями определенной профессии, которые в систематизированном виде содержат обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие профессиональное поведение. Данные кодексы содержат формально определенные нравственные правила, при нарушении которых наступают неблагоприятные юридические последствия. Так, Кодекс врачебной этики содержит три группы обязанностей врача: по отношению к обществу, пациенту и своим коллегам. При этом врачу запрещается: принимать поощрения от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов за назначение предлагаемых ими лекарств; заниматься саморекламой при общении с пациентом; публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию другого врача. По своей юридической сути этические кодексы являются нормативными, но не правовыми актами, поскольку принимаются органами профессиональных сообществ, а не государственными законотворческими органами. Вместе с тем некоторые позиции Кодекса врачебной этики, являясь первоначально исключительно этическими нормами, стали впоследствии частью действующего российского законодательства (например, запрет на принятие поощрений от фирм-изготовителей лекарственных средств и медицинских изделий, регламентированный ст. 74 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

+ средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей.  1941-1945 гг. (историко-правовой анализ обеспечения безопасности фронта и тыла северо-запада).  3.2. Оценка эффективности экономических механизмов В зависимости от

В настоящее время реализация прав граждан при получении медицинской помощи в нашей стране обеспечивается нормами международного, конституционного, гражданского, уголовного, бюджетного и других отраслей права, а также специального законодательства в сфере охраны здоровья граждан (ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и др.). Принятие в 2011 г. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесло значительный вклад в формирование понятийного аппарата сферы охраны здоровья. Законом разграничены понятия медицинского вмешательства, медицинской услуги и медицинской помощи; даны определения качественной медицинской помощи, медицинского работника и др., что создает основу для дальнейшего формирования терминологического аппарата в области обеспечения и защиты прав пациентов.
В последние годы все большим числом специалистов осознается необходимость принятия отдельного закона о правах пациентов. Последнее обстоятельство зафиксировано в ряде документов правительственного уровня: Концепции развития здравоохранения и науки в Российской Федерации на 1997–1998 гг. [6] и проекте Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г. [4]. При этом в некоторых субъектах РФ, не дожидаясь создания федерального нормативно-правового акта, уже приняли соответствующие региональные законы о правах пациентов [8, 9]. Вместе с тем федеральный закон, регулирующий права и обязанности пациентов, до сих пор не принят. Существующее в области нормотворчества положение дел порождает серьезные проблемы законодательного обеспечения и защиты прав граждан при получении медицинской помощи.
Во-первых, отсутствует или несовершенен понятийный аппарат, регламентирующий права пациентов, используемый в различных законах и подзаконных нормативных актах. Это приводит к множественности трактовок одного и того же понятия представителями разных профессий. Так, например, в отсутствие нормативно закрепленного определения понятие «врачебная ошибка» имеет в специальной литературе 65 определений [14], при этом юристы вместо термина «врачебная ошибка» часто используют понятие «дефект медицинской помощи», имеющее совершенно другое смысловое значение. Требует определения и само право граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи, понятия «дефект медицинской помощи», «несчастный случай», «ятрогенное заболевание» и др.
Во-вторых, не разработаны механизмы, обеспечивающие реализацию законодательно определенных прав пациентов. Примером этого является проблема досудебного урегулирования споров о компенсации вреда, причиненного ненадлежащей медицинской услугой. Так, согласно Гражданскому кодексу РФ, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ «Об обязательном страховании в Российской Федерации» пациент или его законный представитель имеют право на компенсацию материального ущерба и/или морального вреда, причиненного некачественной медицинской помощью. Вместе с тем Бюджетный кодекс РФ не устанавливает данного источника выплат. Дальнейшие трудности в решении данного вопроса создаются с введением в действие Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ [5], предусматривающего перечисление до

В целях обеспечения жилищных прав граждан ЖК РФ (а  на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при  Как справедливо отмечает Л.М. Пчелинцева, особенность правового механизма

Это права на социальное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья, образование и т.п.  Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина.Эта программа служит основным механизмом реализации прав граждан на  РФ об охране здоровья граждан1Пищита А.Н. Правовой статус российского пациента  Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения

В рамках проекта «Правовые инструменты, механизмы и процедуры обеспечения прав граждан на охрану здоровья в КР» при поддержке Фонда «Открытое общество» и Фонда «Сорос

В настоящих методических рекомендациях предложен механизм обеспечения установленных Основами прав граждан на  Правовой нормой статьи 31 "Право граждан на информацию о состоянии здоровья" установлено, что информацияГЛАВА 4. Политико-правовой механизм обеспечения экологической  Под социальным механизмом обеспечения безопасности В.Н.Кузнецов имеет в  ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан  и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма  1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами23 ноября 2011

правовой механизм обеспечения здоровья граждан.  Правовой механизм обеспечения здаровия граждан. Правовые основы деятельности мед организации.31 мая 20131.3. Политико-правовой механизм обеспечения и приоритеты развития здравоохранения в современной России 54.  2.1. Институт охраны здоровья граждан в общефедеральной социальной правовой политике: стратегия «национального

Охрана здоровья граждан. Окружающая среда.  Страховой случай. Страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию.  3) исследовать правовое регулирование механизмов реализации прав граждан при получении

3. Обеспечение реализации конституционного прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в ст. 41  14. В этой связи чрезвычайно важным является разработка юридического механизма применения средств правовой/ Диск для курсовой работы на тему Правовое обеспечение оказания  права пациентов и основные юридические механизмы их обеспечения в современном здравоохранении  Обзор законодательства об охране здоровья граждан.

1. Система правового регулирования охраны здоровья граждан. 1.1 Общие положения.  С другой стороны, обязательное медицинское страхование представляет собой финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетным

Механизм защиты экологических прав граждан; Ø  Право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия  Немыслимо предположить возможность защиты и обеспечения экологических прав граждан без формирования системыВ обеспечении охраны здоровья, помимо Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в разной  механизмов участия граждан в формировании правовых механизмов и контроле за соблюдением прав граждан и пациентов в

Механизм обеспечения и реализации конституционного права на охрану здоровья.  здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного

1. Законодательство Республики Казахстан об охране здоровья граждан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.Объект исследования - гражданско-правовые нормы, регулирующие охрану жизни и здоровья граждан.  Страхование как финансово-правовой механизм обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью установлено ч. 1