Меню

Предметом психологии профессиональной деятельности являются факты, закономерности и механизмы внутреннего мира человека в процессе его профессионального развития.

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА Глава 12.  С. 15. 18 Глава 1. Предмет юридической психологии понятия, основные категории  Краткий исторический обзор развития юридической психологии 21 — изучение 9 января 2016Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.  Согласно теории профессионального развития Д. Съюпе-ра, индивидуальные  процесса, а также тем, что студенты не "видят" учебный предмет в плане своего профессиональногоПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА 2. История возникновения и развития психологии труда.  Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и в точности воспроизведения

СОДЕРЖАНИЕ
1. Объект изучения психологии труда. Цели и задачи курса.
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
2. История возникновения и развития психологии труда.
3. Методы психологии труда и их классификация.
4. Специфические методы психологии труда.
5. Психологическая профессиограмма и принцип ее построения.
6. Мотивы профессиональной деятельности.
КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА МОТИВОВ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ
7. Индивидуально-типологические свойства личностей и их влияние на профессиональную деятельность.
8. Сенсорные и перцептивные свойства личности.
9. Аттенционные свойства личности.
10. Мнемические свойства личности.
11. Мышление и его влияние на трудовую деятельность.
12. Волевые свойства личности и их значение в процессе трудовой деятельности
13. Профессиональные умения и навыки.
НАВЫКИ, УМЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
14. Классификация психических состояний человека в процессе труда.
15. Состояние утомления.
16. Монотония труда.
17. Эмоциональное напряжение.
18. Объект, цели, задачи, методы инженерной психологии.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
ЦЕЛЬ И СТРАТЕГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19. Профориентационная работа с подростками и взрослыми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Объект изучения психологии труда. Цели и задачи курса.
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Объектом изучения психологии труда является человек как участник процесса создания потребительных ценностей. Но человека в трудовой деятельности изучают и другие, биологические и социальные, науки: физиология трудовых процессов, гигиена труда, терапия я профилактика профессиональных заболеваний, конкретная экономика, трудовое право, охрана труда, этика, социология, теория трудового воспитания; возникновение и развитие трудовой деятельности человека составляют предмет изучения археологии и истории материальной культуры. Поэтому совершенно справедливо выдвинутое Б. Г. Ананьевым [4] и развитое его последователями положение о необходимости комплексного изучения человека в труде. «Когда речь идет о жизни, о практике, то нужно иметь целостную и по возможности полную синтетическую картину трудовой деятельности человека. Только физиологический, или только психологический, или только социологический подход такой картины не дает и дать не может» [59].
Психология труда изучает психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их. взаимосвязи с предметам и орудиями труда, с физической и социальной средой. Такое понимание предмета психологии труда, выдвигающее на первый план систему внутренних и внешних взаимосвязей изучаемого объекта, возникло как следствие перестройки советской психологии на основе принципов системного подхода. Однако «потребовался длительный путь развития науки, связанный с ее дифференциацией, накоплением экспериментальных данных, отработкой методов анализа, проверкой различных подходов и схем, прежде чем такая почва созрела» [60].

mshu.edu.ru›files…и…Психология профессионального…Показать ещё с сайтаПожаловаться

1. Объект изучения психологии труда. Цели и задачи курса.
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Основные задачи, стоящие перед психологией труда в прикладных исследованиях, - это гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей.
Для решения этих задач могут применяться (и применяются) технические, технологические, санитарно-гигиеничесние, организационные мероприятия. Например, замена станков более совершенными или введение повой технологии приводят к повышению производительности труда, а улучшение вентиляции и освещения в цехах благотворно сказывается на здоровье рабочих. Психология решает задачи гуманизации труда своими средствами. Оптимальное использование свойств индивида и личности, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как профессиональный психологический отбор (разработка систем которого для конкретных условий всегда представляет собой научно-практическую задачу большей или меньшей сложности), совершенствование профессиональной подготовки (и переподготовки), рационализация социальной и физической сред с учетом психологических особенностей работающих. Все эти мероприятия входят в структуру научной организации труда. Решающим условием выполнения психологией труда стоящих перед ней практических задач являются совершенствование и расширение арсенала методов, которые могут быть заимствованы и из смежных областей психологии. Это методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний.
Теоретическим фундаментом для решения прикладных задач должны служить исследования в области следующих научных проблем:
1. Изучение путей становления гармонии между человеком и его профессией. Иными словами, изучение закономерностей становления динамического равновесия системы «субъект труда - профессиональная среда»;

Тема Предмет психологии развития. Скачать 1.24 Mb. Название.  Профессиональное развитие.

2. Изучение структуры и динамики профессионально значимых свойств индивида и личности;
3. Изучение структуры умений и навыков, обеспечивающих решение профессиональных задач в оптимальных и экстремальных условиях, а также факторов, определяющих устойчивость и динамику этой структуры;
4. Изучение структуры трудовых установок и мотивов трудовой деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой структуры;
5. Изучение структуры состояний человека в труде и закономерностей динамики этих состояний;
6. Изучение взаимосвязей индивидных свойств, отношений Личности и психических состояний как фактора успешности и безопасности труда.
Перечисленные задачи стоят сегодня перед психологией труда, и еда имеет все предпосылки для их решения.
Психология труда прошла короткую, но полную драматических поворотов историю. Преодолев плоский эмпиризм и политическую близорукость психотехники, она вместе со всей советской психологией укрепила свои теоретические позиции и утвердила принцип гуманизма как основной принцип решения прикладных задач. В психологии труда еще много нерешенных проблем, но ее интенсивное развитие в последнее двадцатилетие свидетельствует о неисчерпанных возможностях роста и большом общественном значении этой отрасли психологической науки.
2. История возникновения и развития психологии труда.
Зарождение отечественной психологии труда связано с именем И. М. Сеченова. Заинтересовавшись рефлекторной природой психических процессов, И. М. Сеченов обратился к изучению роли этих процессов (прежде всего, ощущений и восприятии) в трудовых актах [97]. Он. поставил «вопрос о формировании трудовых навыков («заученных движений») и впервые показал, что в процессе обучения изменяется характер регуляции (функция регулятора переходит от зрения к кинестезии). И. М. Сеченов ввел новое понятие активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения работоспособности [98]. Работы И. М. Сеченова и сегодня не утратили своего значения для теории и практики.
Следующий этап развития психологии труда связан с возникновением за рубежом, а потом и в нашей стране прикладной психологии, получившей затем название психотехники. Психотехника возникла в первые годы нашего века. Предпосылкой ее развития явился запас накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научных фактов, которые находили практическое приложение в разных сферах производства, медицины, педагогики, экономической жизни. Так, изучение чувствительности анализаторов обнаружило индивидуальные различия, наводившие на мысль о том, что необходим подбор людей с более низкими порогами чувствительности для тех профессий, где требуется высокая острота зрения, слуха или других органов чувств. Наблюдения, свидетельствовавшие о различном воздействии разных цветов на психику, привели к попыткам применить цвет в качестве стимулятора производственной активности рабочих, для лечения некоторых психических заболеваний и т. п.
Второе, не менее важное обстоятельство, стимулировавшее развитие прикладной психологии, заключалось в социально-экономических условиях, в том, что переход капитализма в его высшую стадию - империализм сопровождался небывалым обострением конкурентной борьбы, усилением погони за сверхприбылью. В поисках средств для выжимания максимальных прибылей капиталисты обратились к психологии, поставив перед ней задачу повышения коэффициента полезного действия рабочих. Эта позиция предпринимателей позднее была сформулирована Робером Лаганом так: «Искусство лучше использовать энергию коллективов людей становится сейчас важнейшим фактором развития предприятий, так как в настоящее время все предприятия могут располагать практически неограниченными и равными источниками капиталов, оборудования, энергии, сырья. Единственное, чем они отличаются друг от друга, - это подбор кадров и руководство ими» [82, с. 9].
Целям капиталистической эксплуатации трудящихся служил тейлоризм, исчерпывающая оценка которому дана В. И. Лениным [1, 189]. Целям эксплуатации служила и психотехника, что бы ни говорили ее теоретики о «надклассовости» своей науки.
Одним из центральных направлений в психотехнике был профессиональный отбор, основанный на идее врожденных способностей и на принципе однозначного, фатального предназначения человека для какой-либо одной профессии. Обширнейший круг работ, направленных на изучение профессий, на разработку тестовых методик, с помощью которых стремились определить профпригодность, затмил собой другие направления. Это привело к тому, что даже в наше время понятия психотехники и профотбора часто воспринимаются как тождественные. Между тем психотехники провели немало исследований, посвященных раскрытию и устранению причин утомления рабочего, рационализации режима труда, формированию трудовых навыков, созданию необходимой трудовой мотивации, организации рабочего места. Зародышем будущего инженерно-психологического

Место психологии профессионального развития в системе психологических наук.  Москва, МГЛУ; преподаватель Абдуллаева М.М.; факультет ГПН; специальность: психология; предмет: психология труда; год: 2011; 17 стр.

= Перейти к содержанию учебника =. Информация, релевантная "Предмет психологии развития и возрастной психологии".  Практическая психология и ее особенности. Виды профессиональной деят-ти психолога.24. Понятие профессиональных деструкций. 25. Понятие психологии труда. Ее предмет, объект, задачи.  50. Сущность психологического сопровождения профессионального развития человека.

Какими проблемами — в пределах своего предмета — занимается профессиональная психология?  12. Психология развития и возрастная психология; 13. Педагогическая психология; 14. Психологическое консультирование.

1.1. Предмет, цели и задачи психологии труда. Перед человеческим обществом на всех этапах его развития стояла задача повышения эффективности  1.2. История и тенденции развития прикладной психологии в сфере профессионального труда.как сугубо личного качества; рассматриваемый в таком аспекте индивидуальный ресурс профессионального развития человека составляет предмет собственного  М., 2003; Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя.