Меню

Статьи по теме. Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию

Главная > Разъяснения > Бухгалтеру > Статья: Камеральные налоговые проверки: правовые и организационные проблемы проведения (Полтева А.М.) ("Налоговые споры: теория и практика", 2008, n 1).Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Камеральные и выездные налоговые проверки.  Обратимся к разъяснениям ФНС России по рассматриваемой проблеме. В Письме ФНС России от 13.03.2014 N ЕД-4-2/4529 был рассмотренСтатья: Налоговые проверки: привлечение к ответственности по результатам камеральной налоговой проверки.  ("НДС: проблемы и решения", 2014, N 9). Статья: Как налоговики проверяют отчетность?

Помощь: Камеральные проверки
КАМЕРАЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ
На сегодняшний день налоговый контроль является неотъемлемой частью сферы налоговых правоотношений Республики Беларусь.
Для плательщиков налоговый контроль - это в первую очередь проверки. Что бы ни говорили, но для каждого субъекта предпринимательской деятельности, да и вообще плательщика, проверка является нежелательным событием. Причем наиболее «страшна» выездная налоговая проверка, так как в ходе ее осуществления проверяются практически все сферы деятельности плательщика.
Камеральная налоговая проверка существенно отличается от выездной и не приносит особых проблем, однако в последнее время в некоторых случаях ей становятся присущи черты выездной проверки, что приводит к конфликту между проверяющими и проверяемым субъектом. В частности, при проведении камеральных проверок должностными лицами налоговых органов истребуется довольно широкий перечень документов, что не всегда оправдано целями такой проверки. Так, если ранее субъекты предпринимательства сталкивались хотя и с длительными, но редкими по периодичности проверками, то теперь контроль может стать практически постоянным, поскольку камеральные проверки проводятся очень часто.
По мнению автора, основная проблема состоит в определении сферы применения каждого из видов проверок.
Выездная проверка
В соответствии со ст.71 Налогового кодекса РБ (далее - НК) выездная налоговая проверка проводится, как правило, по месту нахождения плательщика путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учете плательщиком операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке.
Камеральная проверка
Камеральная налоговая проверка согласно ст.70 НК проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа. Важно отметить, что в силу п.2 указанной статьи при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у плательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин).

1. Проблемы общения с налоговыми органами при проведении встречных, камеральных и выездных проверок.  Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок (статья 87 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред

Данная оговорка и используется некоторыми должностными лицами контролирующих органов для истребования неограниченного круга документов и наделения камеральной проверки несвойственными ей целями. В свою очередь, у плательщиков это вызывает закономерные возражения, так как камеральная налоговая проверка, которая, казалось бы, призвана обеспечивать первичный контроль, превращается в настоящую ревизию, и разрешить данную проблему оказывается довольно сложно.
Ни для кого не секрет, что предмет выездной проверки и камеральной должен существенно отличаться, иначе зачем было бы разграничивать такие виды проверок, особенно на уровне НК - закона наиболее высокой юридической силы. Если отличается предмет, должны отличаться методы и способы проведения таких проверок.
В различии целей, а как следствие, и способов проведения выездной и камеральной проверки и заключается основной спор между плательщиками и налоговыми органами. Первые разумно полагают, что камеральная проверка должна существенно отличаться от иных видов проверок и особенно от выездных, и с ними нельзя не согласиться - ведь налоговое законодательство содержит множество норм, которые позволяют вести речь о специфичности камеральной налоговой проверки по сравнению с другими проверками.
Так, п.12 Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением МНС РБ от 29.12.2003 № 124 (далее - Инструкция), определено, что в ходе камеральной налоговой проверки проверяются правильность исчисления плательщиком налогов, обоснованность применения льгот, своевременность перечисления удержанных налогов в бюджет, соблюдение плательщиками установленного порядка формирования уставного фонда, соответствие стоимости чистых активов плательщика установленному в учредительных документах размеру уставного фонда, установление факта неосуществления предпринимательской деятельности свыше 6 месяцев, уплата налога на добавленную стоимость и акцизов по товарам, ввозимым с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, полнота и своевременность выполнения налоговым агентом обязанностей по удержанию сумм налогов, соблюдение требований законодательства о проведении обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и представлении в налоговый орган заключения о его результатах и другие вопросы.
Как видим, спектр изучаемых в ходе камеральной проверки вопросов довольно широк. В то же время не следует забывать и об особенностях камеральной проверки. В первую очередь можно отметить, что камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение, о чем указывается в акте, составляемом по итогам камеральной налоговой проверки. Данное обстоятельство свидетельствует о менее строгом подходе к проведению камеральных проверок по сравнению, например, с выездными проверками. Последние могут проводиться только на основании соответствующих предписаний, без которых проведение проверки может считаться незаконным.

Камеральная налоговая проверка. 14 февраля 2013, просмотров: 1719, Раздел: Бизнес-статьи.  Но, вместе с тем, она поможет вам разобраться с истинной проблемой вашего предприятия.

Кроме того, в соответствии с п.13 Инструкции в случае установления фактов нарушений налогового и иного законодательства результаты камеральной проверки оформляются актом проверки согласно приложению 1 к Инструкции. Порядок вручения актов камеральных проверок, их регистрации и учета, вынесения по ним решения и его обжалования устанавливается применительно к требованиям, предъявляемым к проведению выездных налоговых проверок, изложенным в разделе VIII Инструкции. При отсутствии же каких-либо нарушений налогового законодательства должностным лицом налогового органа данные из налоговой декларации (расчета) заносятся в компьютерную базу данных без составления справки проверки и на представленных плательщиком налоговых декларациях (расчетах) этим лицом собственноручно учиняются запись: «Проверено» и личная подпись, после чего налоговые декларации (расчеты), декларации приобщаются к делу плательщика.
Не требуется оформления акта камеральной проверки и при взыскании с плательщика пени за несвоевременное исполнение налогового обязательства, а также для приостановления операций по счетам плательщика при выявлении факта неисполнения налогового обязательства либо непредставления в налоговые органы документов бухгалтерского учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов (сведений) для проведения налоговой проверки.
Указанный порядок оформления результатов камеральных проверок свидетельствует об их особенном положении в списке других налоговых проверок, в т.ч. и об упрощении процедур камеральных проверок, что подтверждается упрощенным порядком их проведения.
Можно привести и другие примеры, но главная особенность камеральной проверки состоит в том, что она проводится по месту нахождения налогового органа на основании представляемых плательщиком документов. Следует обратить внимание, что в данном случае речь идет не о любых документах, а о тех, представление которых предусмотрено только законодательством.
Основным документом, на основании которого проводится камеральная проверка, является налоговая декларация. Иные документы с учетом положений п.2 ст.70 НК и п.12 Инструкции также могут быть истребованы у плательщика при проведении камеральной проверки, но необходимость в истребовании таких документов, скорее, исключение, чем правило. И в той, и в другой норме речь о таких документах идет как о дополнительных, а не основных. Данный факт имеет большое значение, так как дополнительный характер документов предполагает их непосредственную связь с проверяемыми декларациями. В связи с этим необходимо согласиться, что в ходе камеральной проверки плательщику может быть предъявлено требование представить не любые документы, а только те, которые имеют непосредственное отношение к проверяемому вопросу.
То, какие документы могут быть дополнительно истребованы в ходе камеральной проверки, имеет существенное значение, поскольку за непредставление документов налоговое законодательство предусматривает ответственность. Так, согласно ст.13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере 10 базовых величин с увеличением его на 1 базовую величину за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин.
По мнению автора, можно считать неправомерными требования проверяющих о том, что необходимо представить любые (все) документы за проверяемый период и т.п. Подобные требования неопределенны и не могут считаться требованием, за невыполнение которого возможно применение мер ответственности. Налоговое законодательство не запрещает требовать от проверяемого субъекта оказания содействия проведению проверки, но такая форма содействия, при которой сам плательщик осуществляет выборку документов для проверки, по мнению автора, неоправданна. Допускаем, что относительность требований может иметь место, но только в тех случаях, когда речь идет о конкретных операциях.
Таким образом, подводя итог, отметим, что налоговое законодательство, регулирующее вопросы проведения камеральных проверок, не содержит четких рамок, в пределах которых должен действовать контролирующий орган.
В заключение стоит обратить внимание, что р

Камеральные проверки: как нас проверяют? 2 февраля 2005 8204 просмотра. Тема: Налоговый контроль. Статьи по теме. Чиновники планируют изменить структуру ИФНС.

6. Правовые и организационные проблемы проведения.  Правовое регулирование камеральных проверок установлено статьей 88 НК РФ. Вместе с тем на данный институт распространяются и положения статьи 87 "Налоговые проверки" НК РФ.Сайт о налоговом планировании и оптимизации налогообложения. Налоговое планирование www.pnalog.ru. Главная Контакты. Новости Статьи Каталог фирм Консультация Документы.

С учетом приведенных выше положений статьи 88 Кодекса в данном случае камеральная налоговая проверка должна была быть проведена налоговым органом до 20.09.2001.  С 2009 г. данная проблема устранена: камеральная проверка

Проведение камеральной налоговой проверки. Камеральная проверка всегда считалась менее эффективной формой контроля, чем выездная  Последние статьи. 0. Кредит на загородную недвижимость: возможные проблемы 6.01.2016, 23:18.Налог на добавленную стоимость: пробелы законодательства, проблемы правоприменительной практики налоговых  Дата размещения статьи: 25.12.2015. подробнее. Все статьи Нюансы камеральных налоговых проверок (Кравченко С.А.)

проблемы, связанные с порядком проведения мероприятий налогового контроля. Камеральные и выездные налоговые проверки». В режиме онлайн эксперты  проверяемого лица (пункт 8 статьи 94 Налогового кодекса); – иных случаях.17 апреля 2014

Правовое регулирование камеральных проверок установлено статьей 88 НК РФ.  Правовые и организационные проблемы проведения камеральных налоговых проверок".Камеральные налоговые проверки ИТАК, налоговая декларация подана в  Рекомендуется не бездействовать, а разрешить эти проблемы как можно быстрее.  предусмотренном статьей 90 Налогового кодекса; • назначить экспертизу.

Если проблем не выявлено - такие источники составлению не подлежат. Вместе с тем, если камеральная налоговая проверка выявила  Простой пример - в 3-м пункте 88-й статьи Кодекса сказано, что при выявлении в ходе камеральной проверки ошибок в

Об этом говорится в пункте 1 статьи 95 Налогового кодекса РФ. Камеральная налоговая проверка является одной из форм такого контроля.  Правовая база. Опрос. Какие проблемы вам приходится решать, составляя бухгалтерскую отчетность?« Камеральный контроль и налоговые проверки при возврате налога на добавленную стоимость: проблемы и пути их решения» Докладчик Ибрагимов Айдын Алтаевич. - презентация. 1 января 2013

Проблемы налогового администрирования постоянно находятся в фокусе внимания «Налоговеда».  Согласно части 4 статьи 87 НК РФ в рамках камеральной проверки могут быть истребованы не любые документы и сведения, а только те, которые

В настоящее время камеральная налоговая проверка становится основным видом налогового контроля.  Налог к уплате. Для того чтобы разобраться в данной проблеме, обратимся еще раз к абзацу 2 пункта 8 статьи 88 Кодекса.2. Разобрать проблемы камеральной проверки по налогу на добавленную стоимость и пути их решения.  При этом налогоплательщик вправе отказаться от льгот по операциям, указанным в п. 3 статьи 149, представив в налоговый орган по месту