Меню

Анализа проблемы развития студентов средней и высшей профессиональной школы, анализируются принципы развития личности как субъекта деятельности, субъекта жизнедеятельности, субъекта нравственного развития.

итоги анализа многих исследований личности и деятельности, пришел к такому выводу: «Проблема "профессиональной деформации"  () Возможно дивергентное развитие личности и субъекта» [7, с. 294]. Для нас это очень важно и принципиально.1. Педагог как субъект учебной деятельности 4. 2. Профессиональный рост и личностное развитие педагога…5.  О гармоничном развитии личности, о профессионализации как процессе, в значительной степениПервый подход связан с развитием и саморазвитием личности, а второй - с "вписыванием" человека в ту или иную систему  В проблеме генезиса субъекта профессионально-педагогической деятельности больший интерес представляют

Процесс превращения личности в профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Профессионализация представляет собой целостный процесс, который начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре основные стадии профессионализации: 1) поиск и выбор профессии; 2) освоение профессии; 3) социальная и профессиональная адаптация; 4) выполнение профессиональной деятельности. На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Так, если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям после обучения, то на последующих этапах он может стремиться изменить ее содержание и условия. Таким образом, профессиональное развитие личности начинается на стадии освоения профессии и не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного прекращения профессиональной деятельности, приобретая специфические форму и содержание.
В отечественной психологии общепринято положение о существенной роли деятельности в развитии личности. Более того, деятельность представляет собой основной способ существования человека, познания им мира и самовыражения в обществе. Сложность и многообразие связей личности и деятельности обусловлены особенностями структуры личностных черт конкретного индивида, психической регуляции его поведения, а также спецификой деятельности, ее психологических характеристик. Это делает систему личностно-деятельностных отношений достаточно динамичной, что проявляется во взаимном приспособлении и компенсации компонентов их структур.
Особенности взаимосвязи и взаимовлияния характеристик структуры личности и профессиональной деятельности, динамичность этой системы определяют постановку проблемы психологического изучения процесса формирования личности профессионала, его профессионализации, которая нашла отражение в исследованиях Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Ю.П. Поваренкова, О.Г. Носковой, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой и др. Теоретическим основанием для этих исследований явились основополагающие положения работ Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Б.Ф. Ломова по проблемам взаимосвязи личности и деятельности, развития личности на жизненном пути, роли трудных жизненных ситуаций в этом процессе и т.д.
Изучение проблемы профессионализации субъекта труда основывается прежде всего на результатах исследований динамики психической жизни личности. Так, Л.И. Анцыферова рассматривает развитие личности с точки зрения динамического подхода как постоянное «движение» самой личности в пространстве своих качеств, своего возраста, меняющихся социальных норм и т.д. Данный подход имеет целью изучение качественных изменений личности, прогрессивных или регрессивных форм и тенденций развития, причин трансформации личности, и в этом он отличается от тех динамических концепций личности, которые отражают в основном изменения функционально-энергетических характеристик человека. Активная роль в процессе своего развития принадлежит самой личности: личность сама определяет субъективную значимость событий в своей жизни, закрепляет в своем психическом складе те или иные формы поведения и т.д.

Развитие субъекта труда. Цели: Знать  Профессиональная деформация личности — гипертрофированное развитие  какого-то образа на сцене); в немалой степени это связано с проблемой формирования индивидуального стиля деятельности, о

Изучение развития личности профессионала связано со своеобразием периода взрослости, для которого «задачи развития» на этапах жизненного и профессионального пути сформированы недостаточно четко. Содержание этих задач на этапах взрослости определяется вариативностью форм социальных, производственных и других отношений, возрастанием роли самоопределения, саморегуляции и самооценки, активным формированием жизненных целей, программ и стратегий поведения.
Одним из кардинальных положений теории развития личности является представление о ее целостности, необходимости рассмотрения личности не как простой совокупности отдельных систем, регулирующих различные виды ее социально значимой деятельности, а в их единстве, в котором отдельные системы являются порождением и формой развития личности (Л.И. Анцыферова). Это положение позволяет понять достаточно высокую устойчивость психических свойств личности при различных воздействиях. Целостность личности определяет и неразрывность, взаимосвязь личностных свойств в процессе индивидуального развития, что, в свою очередь, обусловливает необходимость оценки и учета всей совокупности профессионально значимых личностных качеств при решении задач профориентации и отбора. Потребность в оценке целостной структуры личностных свойств конкретного субъекта возрастает в задачах прогнозирования его психологической адаптации к новой социальной и производственной среде.
Формирование профессиональной пригодности субъекта и его профессионализация обусловливаются синтезом индивидуальных особенностей личности и требований деятельности, характерными чертами развития субъекта деятельности. Его становление, которое проявляется в индивидуальном своеобразии личной позиции, целей и программ действий, профессиональных планов, стратегий поведения и других специфических свойств, является результатом преломления законов развития человека, изменения психологического склада на жизненном пути под влиянием деятельностных детерминант (Ю.П. Поваренков). Установлено, однако, что в условиях жестко детерминированных требований, нормативов деятельности личность и ее психика приобретают и проявляют не только многообразие форм и способов приспособления, самоорганизации, но и конструктивную личностную активность в поиске и выработке механизмов и приемов регуляции деятельности, нахождении наиболее оптимальных и индивидуально своеобразных путей и процедур организации психической активности для достижения требуемых результатов. Типовые задачи и типовые требования человек обеспечивает индивидуально удобным, субъективно привлекательным и творчески найденным образом (К.А. Абульханова-Славская). Структуры деятельности преломляются субъектом через свои возможности, способности, личностные черты и качества с учетом их индивидуальных особенностей.

Изучение проблемы формирования личности в связи с профессиональной  в личности, прогрессивных или регрессивных форм и тенденций развития, причин  Так, у человека, исполняющего профессиональную деятельность, т. е. у субъекта

В процессе профессионального развития происходит изменение отношения личности к себе как к профессионалу на всех психологических уровнях: мотивационно-потребностном, когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом. По мнению В.А. Бодрова, содержание и сопоставление образа «Я» в профессии и образа профессионала (ее эталонной модели) можно рассматривать не только как фактор (индикатор) регуляции развития субъекта деятельности, но и как критерий ориентированности личности, ее проникновения в мир выбранной профессии.
Проблема формирования личности профессионала является комплексной и включает психологические, физиологические, социальные и медицинские аспекты. Основной теоретический аспект психологического содержания этой проблемы связан с изучением особенностей развития личности в период ее профессионализации и индивидуальной детерминации процессов успешного освоения и реализации профессиональной деятельности. Практическая направленность изучения данной проблемы определяется задачами самоопределения личности (профориентации и отбора), трудового обучения, профессиональной подготовки, социально-психологической адаптации, психологической реабилитации и поддержки в процессе деятельности.
В.А. Бодров определяет профессионализацию как психологическую категорию, которая отражает процесс формирования специфических видов трудовой активности личности на основе развития и структурирования совокупности ее профессионально ориентированных характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в конкретных видах трудовой деятельности и на этапах профессионального пути. Можно сказать, что профессионализация – это специфическая форма трудовой активности личности в течение профессионального этапа жизненного пути, отражающая процесс ее социализации и уровень развития.
На изучение проблемы формирования личности профессионала существенное влияние оказывает ряд положений психологических теорий личности и деятельности, таких как концепция психического развития, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и опирающаяся на представления о ведущей и доминирующей деятельности и их смене, положения о роли возникновения кризисных явлений в развитии личности (Л.И. Анцыферова), о противоречивости процесса индивидуального развития человека, выраженное в законе гетерохронности и неравномерности развития (Б.Г. Ананьев) и др.
Анализ данных литературы, проведенный В.А. Бодровым, позволяет определить основные предпосылки профессионального развития в виде следующих положений.
1. Все люди индивидуально различаются по психологическим свойствам и качествам.
2. Успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии.
3. Каждый человек соответствует требованиям ряда профессий.
4. Степень соотношения индивидуальных особенностей и профессиональных требований определяет уровень интереса к профессии, удовлетворенности в ней, стремление к профессиональному совершенствованию и т.д.
5. Профессионализация реализуется на всем протяжении профессионального пути развития личности.
6. Профессиональное развитие личности, ее операционных и психологических качеств и структур происходит неравномерно и разновременно.
7. Определяющим в профессиональном развитии личности является характер ведущей деятельности и ее смена.
8. Отношение к профессии, ее освоение и трудовая деятельность детерминируются и корректируются профессиональными, психологическими, физиологическими и другими факторами, определяющими особенности жизненной и трудовой активности человека.
Развитие личности профессионала рассматривается отечественными психологами как интеграция двух процессов: развития личности в онтогенезе (на всем жизненном пути) и ее профессионализации (с начала периода профессионального самоопределения до завершения активной трудовой деятельности).
Рассматривая профессиональное развитие человека, Е.А. Климов выделяет в нем три хр

Типология стилей. Проблема стиля профессиональной деятельности предполагает изучение человека как активного  выступают как его новые "внутренние" условия, как новая причина дальнейшего развития личности и субъекта деятельности.

Психологическая сущность проблемы становления, формирования профессионала, развитие его Личности опирается на два основных понятия: «профессионализация субъекта труда» и «профессионал».  - «развитие Личности в Деятельности», чтоЛекция 5. Субъект трудовой деятельности: личностное и профессиональное становление.  С последнего десятилетия XX в. проблемы профессионализма человека труда стали (и ныне остаются) предметом повышенного внимания

Студент–психолог как субъект учебно–профессиональной деятельности.  Истинное развитие личности — это прежде всего саморазвитие, определяемое не внешними  Автор многих монографий по философско–психологическим проблемам.

Но совершенно недостаточно раскрывается «движение» личности в профессиональной деятельности, и через нее в  Еще более актуальной выступает проблема развития человека как субъекта и личности в ситуациях «со-действия»Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых  Профессионал - это человек в целом, и как индивид, и как личность , и как субъект деятельности .

Проблема становления и развития личности – одна из ключевых, наиболее сложных и, по сути, постоянно актуальных в  собственной профессиональной деятельности, оценивание образа своего «Я» как субъекта профессиональной деятельности

4. Проблемы, связанные со сменой ценностных установок во взрослые периоды развития субъекта труда (по Д  позволяют студенту почувствовать себя творческой личностью, подлинным «субъектом» учебно–профессиональной деятельности.Главная » Рефераты » Текст работы «Личность как субъект профессиональной деятельности».  Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы