Меню

Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности. В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления

Таким образом, третий этап направлен на формирование "авторской" ' I системы профессионально-педагогической деятельности  Проведенный теоретический анализ сущностных характеристик ИСПД и аспектов его становления позволил намГлава 4 профессиональное становление и развитие педагога.  Глава 1 общая характеристика педагогической профессии.  9. Каковы этапы профессионального самовоспитания и его особенности в студенческом возрасте?Каковы же особенности профессионального становления педагога – учителя начальной школы, воспитателя детского сада?  Профессиональное становление педагога: трудности и свершения. 28 августа 2009.

Теоретические предпосылки профессионального становления педагога
В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. Если данный процесс рассматривать во времени, то он занимает большую часть жизни человека от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы до окончания профессиональной деятельности. Причем профессиональное становление – это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах.
В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности. Так профессия педагога относится по классификации Е.А. Климова к типу профессий «человек – человек». Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования в данном типе профессий являются социальные системы, сообщества, группы людей и поэтому профессиональное становление происходит в процессе общения, деятельности и других видов активности.
Прежде чем обсуждать данные процессы и их роль в становлении педагога попробуем ответить на вопрос: что такое «профессиональное становление педагога»?
Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом.
Так, «становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, с точки зрения этого определения, процесс становления является одной из составляющих процесса развития.
Вместе с тем проблема становления личности в философии тесно связана с вопросом о сущности человека. В трудах современных философов отмечено, что индивидуальное развитие личности включает следующие процессы: социализацию – освоение социального опыта; индивидуализацию – формирование отличительных качеств одного человека от другого посредством взаимодействия природных задатков, социальных условий и культуры; персонализацию – формирование личности. Становление также включает в себя все три вышеобозначенных процесса.
В философии экзистенциализма личность «становится» в ходе решения задачи поиска и обретения смысла жизни, роли человека в сложном мире, в процессе выбора жизненного пути. По мнению представителя данного направления философии Ж.-П. Сартра, человек становится личностью, когда несет полную ответственность за себя в процессе жизненного самоопределения и реализации жизненной стратегии. Важной для нашего исследования также является философская концепция Э. Фромма, в которой процесс становления личности связан с самоопределением человека в обществе (в котором происходит его саморазвитие), в деятельности и общении с другими людьми.

2 этап - преобразование личности на основе ценностей, формирования образа «Я - педагог».  Таким образом, на основе анализа основных подходов к профессиональному становлению будущего учителя можно сделать вывод, что

В исследованиях В.И. Слободчикова процесс становления рассматривается как составляющая процесса развития. Ученый отмечает, что категория «развитие» одновременно удерживает в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование. Становление – это «переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного». Формирование – оформление («обретение формы») и совершенствование; единство цели и результата развития – преимущественно относится к социально-культурным структурам. Преобразование – саморазвитие и смена основного жизненного вектора, кардинальное изменение - преимущественно относится к духовно-практическим структурам. Антропологический смысл процесса становления человека, по мнению ученого, заключается в становлении его субъектности. Речь идет о субъекте, способном не только реализовывать деятельность, но и «рефлектировать ее основания и средства во всей полноте ее нормативной структуры.
В.П. Зинченко связывает становление человека с реализацией его духовной, творческой и социальной сущностей. Задача современной педагогики, по мнению ученого, заключается в том, чтобы «помочь человеку стать самим собой».
Представитель системо-мыследеятельностной методологии С.В. Попов считает, что более действен термин «становление», а не «развитие». Процесс становления, который проявляется посредством смены ситуаций, вызывается естественными процессами и искусственными воздействиями: «становление предполагает сочетание как естественных, так и искусственных составляющих процесса, со-организованных в исторической рамке.
К естественным процессам относятся сложившиеся условия, ситуации, способствующие и препятствующие факторы. Искусственные процессы задаются субъектами искусственного воздействия (преобразователями). Преобразователь видит сложившуюся на данный момент ситуацию становления целостно, имеет цели по поводу становления данной ситуации, проект преобразования этой ситуации, в соответствии с этими целями и проектом осуществляет воздействия.

Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей — первый год их работы.  Он выделил четыре основных компонента профессионального самосознания: ? «актуальное Я» — каким сейчас себя видит учитель

Воздействие преобразователя проявляется через внесение норм. Механизм влияния на целостность заключается в изменении представлений собственных и представлений других людей. Как правило, на процесс становления одновременно оказывают воздействие несколько преобразователей, а также естественный ход событий (закономерности), поэтому продукт преобразования не соответствует в точности представлениям, которые есть по поводу его становления у конкретного субъекта. Преобразователь воздействует на систему, при этом на каждом шагу система меняется (через действия индивидуальных и коллективных субъектов) и меняется он сам. Под воздействием факторов различной природы у преобразователя появляются новые знания, представления, ценности.
Опираясь на исследования С.В. Попова и В.И. Слободчикова считаем, что с одной стороны, если педагог выступает преобразователем образовательной практики, то за счет этого он меняется, с другой стороны, на процесс становления педагога можно воздействовать извне посредством «социальных воздействий», например, целенаправленно занимаясь его образованием.
Ряд ученых рассматривают профессиональное становление безотносительно конкретной профессиональной деятельности. Так, становление «личности профессионала» в социально ориентированных профессиях рассматривает в своей работе А.Р. Фонарев. Поскольку деятельность в данных профессиях построена на взаимодействии между людьми, то при обсуждении становления профессионала, прежде всего, необходимо обратиться к различным типам социальных связей между субъектом и миром, считает автор. Опираясь на типы социальных связей, выделенные К. Марксом (социал-органический и социал-атомистический), и способы существования человека, оформленные С.Л. Рубинштейном, он разработал три модуса человеческого существования: обладания, социальных достижений и служения. Указанные модусы, по мнению автора, являются этапами становления профессионала. Каждый модус охарактеризован им по следующим параметрам: отношение личности к себе, отношение к другим, отношение к делу.
Модус обладания характеризуется тем, что человек стремится «овладеть предметом». На данной стадии становления, как и на всех других, можно выделить две линии, одна из которых характерна для людей, начинающих осваивать профессию. Это такое состояние, при котором индивид уже покинул одну событийную общность, но еще не обрел другую, более высокого уровня (например, уже не студент, но еще не вошел в профессиональную общность). Другой вектор становления личности профессионала связан с тем, что человек уже нашел себя в профессии и не хочет изменять ни себя, ни свою деятельность.
При переходе к модусу социальных достижений имеют место два способа реализации стремления к превосходству над другими людьми. Первое связано со стремлением к социальному статусу, второй характеризуется устремленностью к достижению собственно профессиональных успехов.
Модус служения представляет собой последний этап становления профессионала, который характеризуется появлением все учащающихся «пиковых переживаний» успешности. Очень важное место в этом модусе автор отводит рефлексии.
Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.
Так, становление личностных и личностно-деловых качеств педагога исследуют С.Б. Елканов, В.Г. Маралов, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Л.Ф. Обухова.
Например, С.Б. Елканов рассматривает профессиональное становление учителя с точки зрения самовоспитания, куда включает освоение следующих действий: целеполагание (выбор целей профессиональной деятельности и постановка задач); планирование (выбор действий, позволяющих достигнуть поставленных целей и задач); овладение средствами и способами самовоспитания; самоконтроль (сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми); коррекцию (возникает в случае отклонения от намеченных целей).
Исходя из посылов, обозначенных выше, ученым выделены следующие уровни профессионального становления педагога:
первый уровень – потребности в самовоспитании еще не приобрели конкретного содержания. Как правило, на этом уровне профессиональное становление осуществляется под воздействием внешних условий и объективных требований;
второй уровень – целеполагание становится более конкретным. Учитель ставит перед собой определенные задачи по саморазвитию. Эти задачи чаще всего касаются не личности в целом, а частных качеств и умений. Многое по-прежнему зависит от обстоятельств;
третий уровень – учитель самостоятельно и всесторонне анализирует и формулирует цели собственного профессионального развития, самостоятельно осуществляет планирование, намечает средства и приемы работы над собой, производит самоконтроль промежуточных и конечных результатов, уточнение целей и коррекцию действий.
Овладение указанными действиями, считает автор, - длительный и многоступенчатый процесс, поэтому можно говорить об уровнях профессионального

- особенности педагогической профессии; - условия труда педагога; - основные требования к профессии учителя  • Этапы становления личности профессионала. • Основы становления и развития профессионального

19.3. Профессиональное становление педагога. Профессиональная деятельность и ее развитие неоднократно были предметом внимания многих ученых.  Учитель работает под патронажем более опытных коллег. Основной этап.На основе этих критериев выделены следующие этапы профессионального становления  4.3.3. Характеристика профессиональной идентичности педагога.

Все для учебы, Этапы, анализ, принципы и особенности профессионального становления педагога.  Фаза мастера предполагает, что наряду с характеристиками предыдущей фазы, педагог выделяется или какими-то

10. Профессиональная позиция педагога-воспитателя Профессиональное  основных этапов ее становления как перехода из плана общественного опыта в  Объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональныеПрофессиональная личность. Становление и развитие педагога. Информация о файле.  Основная цель данной ступени - подготовка педагога-исследователя, ориентированного на дальнейшую научно-методическую работу.

2) В характеристику по итогам учебного года заносят показатели успешности педагогической деятельности педагога.  Беспалько В. П. выделяет четыре основных компонента профессионального самосознания

Глава 4. Подготовка и профессиональное становление личности педагога.  Основная цель данной ступени — подготовка педагога-исследователя, ориентированного на созидательную, творческую деятельность.развитие личности педагога характеризуют следующие основные параметры: а)  1-й этап: мотивационный – формирование профессиональных намерений, выбор  Становление интегральных профессионально значимых характеристик личности

Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования 2. Профессиональное становление социального педагога и его этапы 23. 3. Основные значимые факторы и условия развития

Профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности. 3.1. Этапы профессионального пути по Сьюперу.Профессиональное становление начинающих учителей осуществляется под влиянием целого комплекса условий и факторов.  В этом смысле, определение этапа профессионального роста педагога, уровня становления его профессионализма22 апреля 2013

Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Система педагогического образования в РФ.  Успешность профессиональной адаптации учителя зависит от трёх основных параметров

Б.1 Основные этапы расчета характеристик качества измерений.  Тормозят профессиональное становление педагога и жизненные кризисы (чувство или осознание нереализованности, опустошенности, бесперспективности).2. Профессиональное становление социального педагога и его этапы. 3. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры  Оно выступает важной характеристикой проявления педагогической культуры специалиста.