Меню

^ А. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкции [цит. по: 6, с. 149—156]  Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность.Возникают деструкции, т. е. разрушения - как нормативной структуры профессиональной  20. Стадии развития человека как субъекта труда в онтогенезе.  51. Причины отказа работников от участия в сложных и опасных видахА. К. Маркова выделила следующие тенденции развития профессиональных деструкции (Маркова, 1996.  В своем развитии личность психолога также преодолевает «кризисы» и проходит различные стадии, от состояния внутреннего

Профессиональные деструкции - постепенно накопившиеся изменения сложившейся системы деятельности и личности, негативно сказыва
Профессиональные деструкции - постепенно накопившиеся изменения сложившейся системы деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.
Рассматривая профессиональные деструкции в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "…многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности… вторичная стадия профессионализации по многим видам профессий типа "человек - техника", "человек - природа", сменяется депрофессионализацией… на стадии профессионализации происходит развитие профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности".
А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций:
- отставание, замедление профессионального развития сравнительно с - возрастными и социальными нормами;
- несформированность профессиональной деятельности (работник как бы "застревает" в своем развитии);
- дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
- низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;
- рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);
- свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления;
искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
- появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции - особенно в профессиях с выраженной властью и известностью);
- прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека  3. Переживание профессиональных деструкций сопровождается психической  4. Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в30 апреля 2010

Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Основные концептуальные положения, важные для анализа развития профессиональных деструкций:
1. Профессиональное развитие - это одновременно и приобретения, и потери (совершенствование и деструкции).
2. Профессиональные деструкции в самом общем виде - это: нарушение уже усвоенных способов деятельности; но это и изменения, связанные с переходом к последующим стадиям профессионального становления; и изменения, связанные с возрастными изменениями, физическими и нервными истощениями.
3. Преодоление профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а иногда - и кризисными явлениями (без внутреннего усилия и страдания личностного и профессионального роста не бывает).
4. Деструкции, вызванные многолетним выполнением одной и той же профессиональной деятельности, порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека - это и есть "профессиональные деформации": это - как болезнь, которую вовремя не смогли обнаружить и которая оказалась запущенной; самое страшное, что и сам человек незаметно смиряется с этой деструкцией.
5. Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность… многие качества человека остаются невостребованными… По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами "эксплуатируются". Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества; одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации - чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста.
6. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием… Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности.
7. Сензитивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, способствует возникновению негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность.

А) Наиболее изученным видом профессиональных деструкций являются профессиональные деформации.  2. Охарактеризуйте стадии развития личности.  4. Назовите причины деструктивного поведения личности в организации?

Психологические детерминанты профессиональных деструкций:
Основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:
а) объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);
б) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
в) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
Более конкретные психологические детерминанты профессиональных деструкций:
- неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора (либо несоответствующие реальности, либо имеющие негативную направленность);
- пусковым механизмом часто становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь (первые же неудачи побуждают искать "кардинальные" методы работы;
- образование стереотипов профессионального поведения; с одной стороны, стереотипы придают работе стабильность, помогают в формировании индивидуального стиля труда, но, с другой стороны, они мешают адекватно действовать в нестандартных ситуациях, которых достаточно в любой работе;
- разные формы психологических защит, позволяющих человеку снижать степень неопределенности, снижать психическую напряженность - это: рационализации, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение…;
- эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния (синдром "эмоционального сгорания");
- на стадии профессионализации (особенно - для социономических профессий) по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития;
- снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что часто вызвано особенностями нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными (невостребованные способности быстро угасают);
- индивидуальный "предел" развития работника, который во многом зависит от изначального уровня образования, от психологической насыщенности труда; причинами образования предела может быть неудовлетворенность профессией;
- акцентуации характера (профессиональные акцентуации - это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности);
- старение работника.
Виды старения:
а) социально-психологическое старение (ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, рост потребности в одобрении);
б) нравственно-этическое старение (навязчивое морализирование, скептическое отношение к молодежи и всему новому, преувеличение заслуг своего поколения);
в) профессиональное старение (невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к изменяющимся условиям, снижение темпа выполнения профессиональных функций).
Уровни профессиональных деструкций:
1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например: для врачей - синдром "сострадательной усталости" (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей - синдром "вседозволенности" (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).
2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость, у прокурора - обвинительность. В медицинских профессиях: у терапевтов - стремление ставить "угрожающие диагнозы; у хирургов - цинизм; у медсестер - черствость и равнодушие.
3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы: 1) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям); 2) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и т.д. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм…); 3) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность…). Все это может проявляться в самых разных профессиях.
4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, ка

Название работы: Профессиональные деструкции в развитии психолога. Категория: Доклад.  Во–первых, это качество или умение постепенно переходит на стадию автоматизма, то есть перестает осознаваться, выполняется как бы само собой и

4. Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в  Причинами образования предела развития могут стать психологическое  Но главным фактором, ключевой детерминантой развития деструкций является самаАнализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека  3. Переживание профессиональных деструкций сопровождается психической  4. Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в

Изучение развития профессиональной деструкции и степени выраженности  Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К  Профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем

Вторичная стадия профессионализации по многим видам профессий типа "человек —техника", человек—природа", сменяется депрофессионализацией на стадии профессионализации происходит развитие профессиональных деструкций».Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К  Переживание профессиональных деструкций сопровождается психической  Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в

Профессиональные деструкции. Личность трансформируется в процессе профессиональной деятельности.  Поиск «кардинальных» методов работы - чаще всего бывает на стадии вхождения в профессию.

Основные концептуальные положения, важные для анализа развития профессиональных деструкций (Зеер, 1997.  пусковым механизмом часто становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельнуюА. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкции.  2) пусковым механизмом часто становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь (первые же

2.4. Причины профессиональных деформаций личности.  Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции.

пусковым механизмом часто становятся деструкции ожиданц на стадии  активности и воз никают условия для стагнации профессионального развития  Причины: стереотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональная акцентуация.природа", сменяется депрофессионализацией… на стадии профессионализации происходит развитие профессиональных деструкций.  Причины: стереотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональная акцентуация.

Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции2.  Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К.Маркова

2. Выявление причин развития профессиональных деструкций педагогов.  2. Пусковым механизмом деформации становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь.3. Проблема профессиональных деструкции в развитии психолога. Любая деятельность, в том числе и профессиональная, накладывает свой отпечаток на человека.

Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции.  Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К.Маркова

1. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора профессии.  2. Пусковым механизмом деформации становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь.Профессиональные деструкции у. специалистов социономических профессий.  На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны.  Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека

Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность.  Научный и практический интерес к исследованию причин развития профессиональных деструкций субъекта труда

2) пусковым механизмом часто становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную  Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств.сменяется депрофессионализацией… на стадии профессионализации происходит развитие профессиональных деструкций.  1. Агрессия педагогическая. Возможные причины: индивидуальные особенности, психологическая защита-проекция

2. Пусковым механизмом деформации становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную  Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельностью

Причины профессиональных деструкций и деформаций личности. Виды профессиональных деформаций учителя. Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность.сменяется депрофессионализацией… на стадии профессионализации происходит развитие профессиональных деструкций.  Агрессия педагогическая. Возможные причины: индивидуальные особенности, психологическая защита-проекция

Профессиональные деструкции имплицитно содержатся в целостном процессе профессионального развития.  Определение видов профессиональных деструкции педагога на разных стадиях профессионального становления послужит

Выявлена динамика развития профессиональных деструкций на разных стадиях профессионального становления (табл.1). Деструктивные изменения профессиональной направленности осознаются большинством педагогов иУ преподавателей с различным стажем педагогической деятельности (на различных стадиях профессионального развития) профессиональные деструкции имеют тенденцию к сочетанию с образование специфических профилей.