Меню

Основные психолого-педагогические пути оптимизации сопровождения процесса профессионально-личностного становления и развития современного педагога группируются по трём направлениям

Итак, самоопределение является первым, но далеко не единственным шагом в сложном и трудном пути профессионально-личностного становления педагога.  4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1988.Задачи: 1. Изучить научно-теоретические аспекты профессионального мышления педагога 2. Рассмотреть пути развития  Таким образом, креативность наиболее ярко проявляется лишь на "высоких" уровнях становления педагогического мышления.19 июля 2005Становление и развитие педагога. 2010. План. 1. Профессиональная личность педагога.  Путь к этому идеалу проходит через постоянную самооценку, преодоление своих слабостей и недостатков. Литература.

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева
Реферат на тему:
«Профессиональное становление педагога»
Выполнила:
Студентка 17 гр.
Хохлова Екатерина
Красноярск, 2010
Теоретические предпосылки профессионального становления педагога
В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. Если данный процесс рассматривать во времени, то он занимает большую часть жизни человека от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы до окончания профессиональной деятельности. Причем профессиональное становление – это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах.
В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности. Так профессия педагога относится по классификации Е.А. Климова к типу профессий «человек – человек». Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования в данном типе профессий являются социальные системы, сообщества, группы людей и поэтому профессиональное становление происходит в процессе общения, деятельности и других видов активности.
Прежде чем обсуждать данные процессы и их роль в становлении педагога попробуем ответить на вопрос: что такое «профессиональное становление педагога»?
Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом.
Так, «становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, с точки зрения этого определения, процесс становления является одной из составляющих процесса развития.
Вместе с тем проблема становления личности в философии тесно связана с вопросом о сущности человека. В трудах современных философов отмечено, что индивидуальное развитие личности включает следующие процессы: социализацию – освоение социального опыта; индивидуализацию – формирование отличительных качеств одного человека от другого посредством взаимодействия природных задатков, социальных условий и культуры; персонализацию – формирование личности. Становление также включает в себя все три вышеобозначенных процесса.

Становление и развитие педагога. 2010. План. Профессиональная личность педагога.  Путь к этому идеалу проходит через постоянную самооценку, преодоление своих слабостей и недостатков. Литература.

В философии экзистенциализма личность «становится» в ходе решения задачи поиска и обретения смысла жизни, роли человека в сложном мире, в процессе выбора жизненного пути. По мнению представителя данного направления философии Ж.-П. Сартра, человек становится личностью, когда несет полную ответственность за себя в процессе жизненного самоопределения и реализации жизненной стратегии. Важной для нашего исследования также является философская концепция Э. Фромма, в которой процесс становления личности связан с самоопределением человека в обществе (в котором происходит его саморазвитие), в деятельности и общении с другими людьми.
В исследованиях В.И. Слободчикова процесс становления рассматривается как составляющая процесса развития. Ученый отмечает, что категория «развитие» одновременно удерживает в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование. Становление – это «переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного». Формирование – оформление («обретение формы») и совершенствование; единство цели и результата развития – преимущественно относится к социально-культурным структурам. Преобразование – саморазвитие и смена основного жизненного вектора, кардинальное изменение — преимущественно относится к духовно-практическим структурам. Антропологический смысл процесса становления человека, по мнению ученого, заключается в становлении его субъектности. Речь идет о субъекте, способном не только реализовывать деятельность, но и «рефлектировать ее основания и средства
во всей полноте ее нормативной структуры.
В.П. Зинченко связывает становление человека с реализацией его духовной, творческой и социальной сущностей. Задача современной педагогики, по мнению ученого, заключается в том, чтобы «помочь человеку стать самим собой».
Представитель системо-мыследеятельностной методологии С.В. Попов считает, что более действен термин «становление», а не «развитие». Процесс становления, который проявляется посредством смены ситуаций, вызывается естественными процессами и искусственными воздействиями: «становление предполагает сочетание как естественных, так и искусственных составляющих процесса, со-организованных в исторической рамке.
К естественным процессам относятся сложившиеся условия, ситуации, способствующие и препятствующие факторы. Искусственные процессы задаются субъектами искусственного воздействия (преобразователями). Преобразователь видит сложившуюся на данный момент ситуацию становления целостно, имеет цели по поводу становления данной ситуации, проект преобразования этой ситуации, в соответствии с этими целями и проектом осуществляет воздействия.

Пути развития профессиональной компетентности педагога. Дата добавления: 2014-01-06; просмотров: 1366  эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения

Воздействие преобразователя проявляется через внесение норм. Механизм влияния на целостность заключается в изменении представлений собственных и представлений других людей. Как правило, на процесс становления одновременно оказывают воздействие несколько преобразователей, а также естественный ход событий (закономерности), поэтому продукт преобразования не соответствует в точности представлениям, которые есть по поводу его становления у конкретного субъекта. Преобразователь воздействует на систему, при этом на каждом шагу система меняется (через действия индивидуальных и коллективных субъектов) и меняется он сам. Под воздействием факторов различной природы у преобразователя появляются новые знания, представления, ценности.
Опираясь на исследования С.В. Попова и В.И. Слободчикова считаем, что с одной стороны, если педагог выступает преобразователем образовательной практики, то за счет этого он меняется, с другой стороны, на процесс становления педагога можно воздействовать извне посредством «социальных воздействий», например, целенаправленно занимаясь его образованием.
Ряд ученых рассматривают профессиональное становление безотносительно конкретной профессиональной деятельности. Так, становление «личности профессионала» в социально ориентированных профессиях рассматривает в своей работе А.Р. Фонарев. Поскольку деятельность в данных профессиях построена на взаимодействии между людьми, то при обсуждении становления профессионала, прежде всего, необходимо обратиться к различным типам социальных связей между субъектом и миром, считает автор. Опираясь на типы социальных связей, выделенные К. Марксом (социал-органический и социал-атомистический), и способы существования человека, оформленные С.Л. Рубинштейном, он разработал три модуса человеческого существования: обладания, социальных достижений и служения. Указанные модусы, по мнению автора, являются этапами становления профессионала. Каждый модус охарактеризован им по следующим параметрам: отношение личности к себе, отношение к другим, отношение к делу.
Модус обладания характеризуется тем, что человек стремится «овладеть предметом». На данной стадии становления, как и на всех других, можно выделить две линии, одна из которых характерна для людей, начинающих осваивать профессию. Это такое состояние, при котором индивид уже покинул одну событийную общность, но еще не обрел другую, более высокого уровня (например, уже не студент, но еще не вошел в профессиональную общность). Другой вектор становления личности профессионала связан с тем, что человек уже нашел себя в профессии и не хочет изменять ни себя, ни свою деятельность.
При переходе к модусу социальных достижений имеют место два способа реализации стремления к превосходству над другими людьми. Первое связано со стремлением к социальному статусу, второй характеризуется устремленностью к достижению собственно профессиональных успехов.
Модус служения представляет собой последний этап становления профессионала, который характеризуется появлением все учащающихся «пиковых переживаний» успешности. Очень важное место в этом модусе автор отводит рефлексии.
Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.
Так, становление личностных и личностно-деловых качеств педагога исследуют С.Б. Елканов, В.Г. Маралов, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Л.Ф. Обухова.
Например, С.Б. Елканов рассматривает профессиональное становление учителя с точки зрения самовоспитания, куда включает освоение следующих действий: целеполагание (выбор целей профессиональной деятельности и постановка задач); планирование (выбор действий, позволяющих достигнуть поставленных целей и задач); овладение средствами и способами самовоспитания; самоконтроль (сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми); коррекцию (возникает в случае отклонения от намеченных целей).
Исходя из посылов, обозначенных выше, ученым выделены следующие уровни профессионального становления педагога:
первый уровень – потребности в самовоспитании еще не приобрели конкретного содержания. Как правило, на этом уровне профессиональное становление осуществляется под воздействием внешних условий и объективных требований;
второй уровень – целеполагание становится более конкретным. Учитель ставит перед собой определенные задачи по саморазвитию. Эти задачи чаще всего касаются не личности в целом, а частных качеств и умений. Многое по-прежнему зависит от обстоятельств;
третий уровень – учитель самостоятельно и всесторонне анализирует и формулирует цели собственного профессионального развития, самостоятельно осуществляет планирование, намечает средства и приемы работы над собой, производит самоконтроль промежуточных и конечны

Статья на тему: Выступление "Профессионально-личностное становление и развитие педагога.  эти данные помогут педагогу составить профессиональный автопортрет, понять свои сильные и слабые стороны и наметить пути29 декабря 2012

20 2. Профессиональное становление социального педагога и его этапы 23 3. Основные значимые факторы и условия развития  Тема: профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования Цель: определить путиЧто такое профессиональное становление педагога? Как долго идет этот процесс? Что требуется для эффективного продвижения по  Самообразование ценно не как «узкое набирание» знаний, а как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее

Психологи предлагают иную периодизацию профессионального становления, выделяя следующие этапы: 1) оптации (12 – 17 лет), т. е. подготовки к сознательному выбору профессионального пути

Профессиональное становление педагога.  3) Развивать и формировать практические умения анализировать и проектировать путь своего профессионального развития. 8 января 2016открытием новых путей развития, но теперь уже в пределах нового периода.  что многое учитель вынужден делать стереотипно, автоматически, иначе труд педагога  не только развитие личности, но и профессиональное становление учителя.

8. Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога 9. Индивидуальный стиль деятельности и его  В случае их использования педагоги определяют, на каком уровне развития они находятся, и намечают пути

Пути и формы овладения педагогической профессией.  и целью которой является, создание условий для становления и развития личности другого человека.  Позднее педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем иПрофессионально-личностное становление и развитие педагога.  2.2 Пути развития профессионального мышления педагога. Заключение. Список использованных источников.

Педагогический совет «Информационно-образовательное пространство школы как сфера профессионального становления педагога».  Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит Казахстану стать 7 января 2016

§ 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. В настоящее время происходит углубление  Он должен четко представлять цель и задачи своей деятельности, ясно видеть пути профессионального становления.2. Профессиональное становление социального педагога и его этапы23. 3. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога25.

Каковы же особенности профессионального становления педагога – учителя  Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности  Удача любит подготовленных, поэтому в начале профессионального пути надо потратить

2. Становление и развитие педагога.  В совокупности эти данные помогут педагогу составить профессиональный автопортрет, понять свои сильные и слабые стороны и наметить пути самосовершенствования и самообразования, наиболее важнымиПуть к этому идеалу проходит через постоянную самооценку, преодоление своих слабостей и недостатков.  Профессионально-личностное становление и развитие педагога проходит ряд этапов