Меню

Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала. В условиях модернизации образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов

УШАКОВА И.А., старший преподаватель кафедры педагогики ГОУ ДПО "СарИПКиПРО". Роль этапа концептуализации в профессиональном становлении социального педагога.6. Что такое самооценка и какова ее роль в профессиональном самовоспитании учителя?  Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога.всей жизни и роль самовоспитания в этом процессе.  Понятие Я-концепции и её формирование 8 1.3. Профессиональная Я-концепция педагога . 26 1.4. Рефлексивность.

Реферат: Профессиональное становление педагога
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева
Реферат на тему:
«Профессиональное становление педагога»
Выполнила:
Студентка 17 гр.
Хохлова Екатерина
Красноярск, 2010
Теоретические предпосылки профессионального становления педагога
В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. Если данный процесс рассматривать во времени, то он занимает большую часть жизни человека от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы до окончания профессиональной деятельности. Причем профессиональное становление – это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах.
В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности. Так профессия педагога относится по классификации Е.А. Климова к типу профессий «человек – человек». Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования в данном типе профессий являются социальные системы, сообщества, группы людей и поэтому профессиональное становление происходит в процессе общения, деятельности и других видов активности.
Прежде чем обсуждать данные процессы и их роль в становлении педагога попробуем ответить на вопрос: что такое «профессиональное становление педагога» ?
Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом.
Так, «становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, с точки зрения этого определения, процесс становления является одной из составляющих процесса развития.
Вместе с тем проблема становления личности в философии тесно связана с вопросом о сущности человека. В трудах современных философов отмечено, что индивидуальное развитие личности включает следующие процессы: социализацию – освоение социального опыта; индивидуализацию – формирование отличительных качеств одного человека от другого посредством взаимодействия природных задатков, социальных условий и культуры; персонализацию – формирование личности. Становление также включает в себя все три вышеобозначенных процесса.

Роль самовоспитания в профессиональном становление. (работа №58263). Тип: реферат.  5 III.Пути становления профессионального мастерства таможенного работника.

В философии экзистенциализма личность «становится» в ходе решения задачи поиска и обретения смысла жизни, роли человека в сложном мире, в процессе выбора жизненного пути. По мнению представителя данного направления философии Ж.-П. Сартра, человек становится личностью, когда несет полную ответственность за себя в процессе жизненного самоопределения и реализации жизненной стратегии. Важной для нашего исследования также является философская концепция Э. Фромма, в которой процесс становления личности связан с самоопределением человека в обществе (в котором происходит его саморазвитие), в деятельности и общении с другими людьми.
В исследованиях В.И. Слободчикова процесс становления рассматривается как составляющая процесса развития. Ученый отмечает, что категория «развитие» одновременно удерживает в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование. Становление – это «переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного». Формирование – оформление («обретение формы») и совершенствование; единство цели и результата развития – преимущественно относится к социально-культурным структурам. Преобразование – саморазвитие и смена основного жизненного вектора, кардинальное изменение — преимущественно относится к духовно-практическим структурам. Антропологический смысл процесса становления человека, по мнению ученого, заключается в становлении его субъектности. Речь идет о субъекте, способном не только реализовывать деятельность, но и «рефлектировать ее основания и средства во всей полноте ее нормативной структуры.
В.П. Зинченко связывает становление человека с реализацией его духовной, творческой и социальной сущностей. Задача современной педагогики, по мнению ученого, заключается в том, чтобы «помочь человеку стать самим собой».
Представитель системо-мыследеятельностной методологии С.В. Попов считает, что более действен термин «становление», а не «развитие». Процесс становления, который проявляется посредством смены ситуаций, вызывается естественными процессами и искусственными воздействиями: «становление предполагает сочетание как естественных, так и искусственных составляющих процесса, со-организованных в исторической рамке.
К естественным процессам относятся сложившиеся условия, ситуации, способствующие и препятствующие факторы. Искусственные процессы задаются субъектами искусственного воздействия (преобразователями). Преобразователь видит сложившуюся на данный момент ситуацию становления целостно, имеет цели по поводу становления данной ситуации, проект преобразования этой ситуации, в соответствии с этими целями и проектом осуществляет воздействия.

Условия формирования Потребности в профессионально - нравственном самовоспитании Педагогов ДОУ. (из опыта работы).22 января 2014

Воздействие преобразователя проявляется через внесение норм. Механизм влияния на целостность заключается в изменении представлений собственных и представлений других людей. Как правило, на процесс становления одновременно оказывают воздействие несколько преобразователей, а также естественный ход событий (закономерности), поэтому продукт преобразования не соответствует в точности представлениям, которые есть по поводу его становления у конкретного субъекта. Преобразователь воздействует на систему, при этом на каждом шагу система меняется (через действия индивидуальных и коллективных субъектов) и меняется он сам. Под воздействием факторов различной природы у преобразователя появляются новые знания, представления, ценности.
Опираясь на исследования С.В. Попова и В.И. Слободчикова считаем, что с одной стороны, если педагог выступает преобразователем образовательной практики, то за счет этого он меняется, с другой стороны, на процесс становления педагога можно воздействовать извне посредством «социальных воздействий», например, целенаправленно занимаясь его образованием.
Ряд ученых рассматривают профессиональное становление безотносительно конкретной профессиональной деятельности. Так, становление «личности профессионала» в социально ориентированных профессиях рассматривает в своей работе А.Р. Фонарев. Поскольку деятельность в данных профессиях построена на взаимодействии между людьми, то при обсуждении становления профессионала, прежде всего, необходимо обратиться к различным типам социальных связей между субъектом и миром, считает автор. Опираясь на типы социальных связей, выделенные К. Марксом (социал-органический и социал-атомистический), и способы существования человека, оформленные С.Л. Рубинштейном, он разработал три модуса человеческого существования: обладания, социальных достижений и служения. Указанные модусы, по мнению автора, являются этапами становления профессионала. Каждый модус охарактеризован им по следующим параметрам: отношение личности к себе, отношение к другим, отношение к делу.
Модус обладания характеризуется тем, что человек стремится «овладеть предметом». На данной стадии становления, как и на всех других, можно выделить две линии, одна из которых характерна для людей, начинающих осваивать профессию. Это такое состояние, при котором индивид уже покинул одну событийную общность, но еще не обрел другую, более высокого уровня (например, уже не студент, но еще не вошел в профессиональную общность). Другой вектор становления личности профессионала связан с тем, что человек уже нашел себя в профессии и не хочет изменять ни себя, ни свою деятельность.
При переходе к модусу социальных достижений имеют место два способа реализации стремления к превосходству над другими людьми. Первое связано со стремлением к социальному статусу, второй характеризуется устремленностью к достижению собственно профессиональных успехов.
Модус служения представляет собой последний этап становления профессионала, который характеризуется появлением все учащающихся «пиковых переживаний» успешности. Очень важное место в этом модусе автор отводит рефлексии.
Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.
Так, становление личностных и личностно-деловых качеств педагога исследуют С.Б. Елканов, В.Г. Маралов, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Л.Ф. Обухова.
Например, С.Б. Елканов рассматривает профессиональное становление учителя с точки зрения самовоспитания, куда включает освоение следующих действий: целеполагание (выбор целей профессиональной деятельности и постановка задач); планирование (выбор действий, позволяющих достигнуть поставленных целей и задач); овладение средствами и способами самовоспитания; самоконтроль (сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми); коррекцию (возникает в случае отклонения от намеченных целей).
Исходя из посылов, обозначенных выше, ученым выделены следующие уровни профессионального становления педагога:
первый уровень – потребности в самовоспитании еще не приобрели конкретного содержания. Как правило, на этом уровне профессиональное становление осуществляется под воздействием внешних условий и объективных требований;
второй уровень – целеполагание становится более конкретным. Учитель ставит перед собой определенные задачи по саморазвитию. Эти задачи чаще всего касаются не личности в целом, а частных качеств и умений. Многое по-прежнему зависит от обстоятельств;
третий уровень – учитель самостоятельно и всесторонне анализирует и формулирует цели собственного профессионального развития, самостоятельно осуществляет планирование, намечает средства и приемы работы над собой,

Главная Делимся опытом Педагогический совет "Роль самовоспитания в обучении и становлении личности".  И педагог, и родитель должны стремиться к тому, чтобы учащиеся изучали себя все более сознательно, целенаправленно и систематично.

Глава 4 профессиональное становление и развитие педагога. Вопросы и задания.  6. Что такое самооценка и какова ее роль в профессиональном самовоспитании учителя?

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности  В этом плане весьма полезную роль может сыграть идеал волевого человека, образ  Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога СистемаРоль самовоспитания и самообразования в становлении педагога. Код работы: 3269. Дисциплина: Педагогика.  Предмет исследования – самовоспитание и самообразование в профессиональном становлении педагога.

можно говорить о различных уровнях становления психолога в качестве субъекта самовоспитания.  Педагогическая деятельность — это профессиональная активность педагога, с помощью  Принятие профессиональной роли. 0,92.

В этом особую роль играют, по мнению Л.И. Рувинского, самовоспитание и самообразование. А в основе развития самовоспитания лежит становление и движение  Сюда относятся профессионально важные качества педагога2. Роль профессионального самовоспитания в становлении личности учителя.  Заключение (выдержка). Профессиональное становление педагога - процесс сложный и длительный.

Самооценка и ее роль в профессиональном самовоспитании учителя. - Педагогика. бесплатно.  Правильно сформирован-ный идеал учителя - условие эффективности его самовоспитания.

Глава 4. Подготовка и профессиональное становление личности педагога. К оглавлению.  Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя.Роль самообразования и самовоспитания в профессиональном становлении педагога26 Литература  Среднее педагогическое образование может быть получено. в профессиональном лицее в техникуме.14 января 2016

Прежде чем обсуждать данные процессы и их роль в становлении педагога попробуем ответить на вопрос: что такое  Например, С.Б. Елканов рассматривает профессиональное становление учителя с точки зрения самовоспитания, куда

Профессиональное самовоспитание учителя. Педагоги не могут успешно кого-то учить  1.Профессиональное воспитание и его роль в становлении личности учителя.Роль самовоспитания в формировании личности учащихся - Педагогика - Скачать бесплатно.  Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи.