Меню

Двигательная активность Профессиональная направленность физического воспитания Роль физической культуры и спорта в развитии общества Роль физической культуры - заметно возросла в эпоху научнотехнического прогресса.

Архив метки: профессиональные ценности. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА — Тезисное изложение. Опубликовано 29.08.2014 автором Sergey.РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ: В настоящее время проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает боль-шее значение.edc.tversu.ru›Факультеты›Психологии и социальной работы›/spec…Показать ещё с сайтаПожаловаться

Общая характеристика понятия профессионализм. Стороны и уровни профессионализма
Понятие «профессионализм» используется в разных смыслах. В одних случаях имеются в виду нормативные требования профессии к личности человека — нормативный профессионализм , в других — обладание человеком необходимым нормативным набором психических качеств, когда профессионализм становится внутренней характеристикой человека — реальный профессионализм . Профессиональное выполнение труда — это всегда осуществление его на высоком уровне. Близко к реальному профессионализму примыкает слово «компетентность». Компетентность — это сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Судить о наличии компетентности можно по результатам труда человека. Компетентность нельзя свести
к старанию или образованности человека. Различают следующие виды профессиональной компетентности:
специальная компетентность — владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность планировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
социальная компетентность — владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, готовность к сотрудничеству, социальная ответственность за результаты своего труда;
личностная компетентность — владение приемами личного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд.
Названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке. Он может быть хорошим специалистом в своей области, но не уметь общаться. То есть, можно сказать, что компетентность конкретного человека уже, чем его профессионализм. Обычно рассматривают две стороны профессионализма: мотивационную и операционную. Главной характеристикой мотивационного компонента для высоких уровней профессионализма является духовное наполнение профессии:
направленность профессии на благо других людей, желание оставаться в профессии;
мотивация высоких уровней достижений в своем труде;
сильное профессиональное целеполагание;
отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере;
внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин успеха или неуспеха в себе самом;
отсутствие перегрузок, стрессов, срывов.

А. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкции.  - Новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников "вдруг"  - Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли.

Для операционной сферы профессионализма главным является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии:
развитое профессиональное сознание;
высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов;
профессиональная обучаемость и открытость;
творческое отношение к профессии.
Выделяют следующие уровни профессионализма.
Допрофессионализм — уровень дилетанта, новичка в профессии, который обычно проходит каждый, осваивая профессию.
Профессионализм — уровень, который охватывает большую часть жизни человека (превращение специалиста в профессионала). Внутри этого уровня выделяют следующие этапы:
адаптация человека к профессии;
самоактуализация человека в профессии;
свободное владение профессией в форме мастерства.
Суперпрофессионализм — уровень, характеризующий расцвет профессиональной деятельности в ее высоких достижениях и творческих успехах. Люди этого уровня опережают свое время, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Часто на этом уровне происходит овладение
другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом-универсалом.
Псевдопрофессионализм — уровень, на котором человек осуществляет внешне достаточно активную деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала, приводящие к отсутствию профессионализма.
Послепрофессионализм — этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, но проходят по-разному.
Самоопределение — это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоопределения — личностное, социальное, профессиональное и др. Все виды самоопределения постоянно взаимодействуют.
Жизненное самоопределение — это определение и реализация себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни. Оно лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения.
Личностное самоопределение — это определение и дальнейшая действенная реализация себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев. У современного человека, живущего в постоянно меняющемся мире, появляется широкий выбор для уточнения
критериев личностного самоопределения.
Социальное самоопределение — это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу.
Профессиональное самоопределение — это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма.

5.3. Проблемы развития профессионального самосознания. 5.4. Кризисы профессионального становления.  Новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников "вдруг" обнаруживаются новые смыслы в

Е.А. Климов выделяет два уровня самоопределения:
1) гностический уровень — перестройка сознания и самосознания;
2) практический уровень — реальные изменения социального статуса человека.
Все виды самоопределения взаимосвязаны. Много общего имеют, например, профессиональное и личностное самоопределение. Но в то же время между ними существуют и принципиальные отличия:
профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий;
личностное самоопределение — от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя в полной мере (герои появляются в переломные эпохи).
Правда, и в благополучные эпохи согласного со всем «молчаливого» большинства все-таки находятся люди, которые ищут для себя смысл в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем. Такие люди в благополучные эпохи сами создают для себя дополнительные сложности, то есть
условия для подлинного личностного саморазвития.
Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом. В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения. Этот процесс выражается в том, что расширяется образ
профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д. Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения как «...поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой,
осваиваемой и уже выполняемой профессиональной деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения».
Характеристика стадий профессионализации
Восхождение человека к профессионализму называется профессионализацией . Определяется профессионализация как целостный непрерывный процесс становления личности и профессионала, который длится в течение всей профессиональной жизни. Стадиями профессионализации являются
профориентация, профотбор, профобразование, профадаптация, включение человека в профессиональную деятельность, специализация, повышение профессиональной квалификации, расцвет профессиональной деятельности, завершение и отход от активной профессиональной деятельности. В целом профессионализация — это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала — это один из аспектов развития личности.
Социализация — это процесс становления личности. Социализация предполагает:
усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций;
активную переработку человеком этого общественного опыта с точки зрения своих внутренних позиций;
становление у человека образа Я и выработку собственного мировоззрения;
участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей;
воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности.
Различают следующие стадии социализации:
дотрудовую;
трудовую;
послетрудовую.
Характеристики этих стадий подробно изложены в работах Г.М. Андреевой , И.С. Кона и др.
Рассмотрим возможные этапы и варианты динамики соотношения социального и профессионального на примере личностного и профессионального самоопределения и саморазвития.
Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на его основе складываются требования к профессии. Личностное определение — это определение человеком того, кем он хочет стать, что он может, что от него хочет общество. Здесь процесс социализации оказывает влияние
на профессионализацию.
Профессиональное самоопределение , укрепившись, начинает влиять на личностное. Человек, овладевая профессией, более зрело начинает представлять и оценивать себя. Может происходить переоценка отношения человека к себе как к личности. По мере достижения высоких уровней
профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает мотивация , актуализируются потенциальные возможности, возрастает уровень притязаний, то есть профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека.
Характер межличностных отношений, в которые вступает человек в трудовой деятельности, влияет не только на личностное развитие, но и на шлифовку человека как профессионала. Социальное влияет на профессиональное.
Вид профессии может определить личность человека: общие профессиональные цели, похожие условия труда и быта, одинаковые пути повышения материального благосостояния, профессионального и социального роста. Все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности,
общения, поведения, формирует общие по содержанию интересы, установки, традиции. У людей одной профессии складываются близкие ценностные ориентации, особенности общения, даже манера одеваться. Таким образом, профессия сама накладывает отпечаток на человека. Но в некоторых
случаях, например, при появлении у личности новых потребностей, человек может менять профессию.
На основании обобщения эмпириче

вероятно, ответим на вопрос: «Какую роль в саморегуляции учебной деятельности и шире – жизнедеятельности – выполняют названные ценности?».  Использование психотехник в развитии профессионального имиджа учителя А.А. Калюжный.17 января 2016

Психология профессионального образования роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке  Согласно теории профессионального развития Д. Съюпе-ра, индивидуальные  Его основные ценности: конкретные вещи, деньги, сила, статус.Возможности деловой игры в развитии профессиональных ценностей педагогов ДОУ.  В процессе методической работы со специалистами ДОУ ведущая роль отводится развитию у них потребности в профессионально-нравственном 7 апреля 2014

Роль ценностей в профессиональном развитии.  Социальное значение профессиональной деятельности в рамках профессии/специальности.12 января 2016

7. Особо следует выделить две концепции, сыгравшие выдающуюся роль в развитии ценностных представлений: марксистскую и неокантианскую.  Роль ценности в жизни человека.Чем выше человеческий капитал и потенциал его развития, тем лучше он работает на благо  как отдельных работников, так и отдельных профессиональных групп, целых производственных коллективов.  Роль ценностей в человеческом обществе огромна.

Особенности профессиональных ценностей обусловлены ролью и статусом профессии в жизни общества и отдельного человека.  Профессиональное развитие21 сентября 2011

1.1 Понятие мотивационной сферы личности, ее функции и закономерности развития. 1.2 Профессионально-значимые ценности  В общественной жизни большинства стран мира социальные работники играют важную роль в планировании, реализацииЦенности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности.  Ценности - это обособившиеся в ходе развития самой истории, благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы.

Роль ценностей в общественной жизни. Цель лекции заключается в  Анализируя ценности одновременно как результат развития общества и проекцию  экономического, политического, профессионального, национального статусов.

Отсюда ценности профессиональной субкультуры рассматриваются на мировом  Стремление к развитию самопомощи клиента. Мезоуровень.  он должен ощутить внутренние ресурсы, осознать роль собственных ценностей в предстоящей борьбе.Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии  Функциональное значение ценности — это совокупность общественно значимых  не снижалась, а расширялась, позволяя человеку выявлять свои новые профессиональные

Место и роль этико-аксиологического подхода в профессиональной социальной работе, его функции, цели, задачи.  практические – ценности выживания и духовные – ценности развития и совершенствования личности

· в-четвертых, выявить роль образования в формировании ценностей респондентов  Ибо по системе ценностей можно судить о культуре, гуманистическом потенциале, перспективах развития общества, о том, какие перемены ожидаются.Другие документы, подобные Место и роль ценностей в социальной работе.  Профессиональное развитие социального работника во многом зависит от уровня знаний, воплощающих в себе методическое мастерство.

Исследование условий и факторов, влияющих на формирование и развитие профессиональных ценностей профессионала 36 Глава II.

Педагогические ценности объективны, так как формируются исторически в ходе развития общества, образования, общеобразовательной школы и  6. Что такое самооценка и какова ее роль в профессиональном самовоспитании учителя?5 важных, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика. 6 Он должен развивать в себе способности чувствовать эмоциональный настрой  Социальные работники как профессиональная группа овладевают такими специфическими для них ценностями

Как ценности способствуют (или мешают) профессиональной самореализации? 2. По материалам периодики составьте пакет (8–10) жизненных ситуаций, иллюстрирующих роль ценностей в профессиональном развитии человека.

их прикладное значение, осмысливает перспективы и принимает ценности своего профессионально-личностного развития.  4. Какую роль играет педагогическая практика в профессиональной подготовке учителя? 5. Какие основные задачиВ своем развитии социальная работа будет приобретать сущностные признаки  Особое значение имеет выделение специфических ценностей профессиональной  В профессиональном самоопределении важную роль играют не столько

Профессиональное возрастное развитие. Процесс индивидуализации в труде. Успех в профессиональной деятельности.  участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей

В своих исследованиях А.К. Маркова рассматривает профессиональное и личностное развитие человека неотделимо друг от друга.  Профессиональные ценности играют исключительно важную роль в формировании личности профессионалаПрофессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной работе. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом.