Меню

Предварительный вывод первого этапа идентификации теории организационного поведения: исследование теории организационного поведения вполне правомерно считать разработкой более общей специальной социологической теории среднего

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. (organization theory) — 1. Социологический и междисциплинарный анализ организационной структуры и динамики социальных отношений  Он часто упоминается под названием Теории организации и поведения.ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ - 1. Индивидуальные и коллективные формы поведения людей, включенных в структуру социальной организации. 2. Поведение социальной организацииОрганизационное поведение (англ. organizational behaviour) — систематическое изучение и применение на практике знаний о том, как люди (индивиды и группы) взаимодействуют внутри организации.

Кроме того, данный термин используется в западной литературе для обозначения специальной управленческой дисциплины, имеющей статус специальной управленческой теории, которая находится на стыке нескольких наук – психологии, социологии, теории организации, менеджмента, управления персоналом и т.д.
Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, исследовалась в России И.П. Павловым. Он ввел термин «поведение», с помощью которого стало возможным отражать сферу отношений отдельного целостного взаимодействующего организма со средой, в недрах которой он существует и с которой активно взаимодействует. В большинстве отечественных исследований человеческого поведения под последним понимается совокупность совершаемых человеком поступков. Поступок как единица поведения выражает отношение человека к другим людям и моральным нормам общества. Психологический и социологический словари трактуют поступок как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и целям человека. В нем проявляется личность – ее ведущие потребности, отношение к окружающей действительности, темперамент.
Организационное поведение проявляет себя в следующих формах, аспектах, явлениях:
– поведение индивидов как членов организации, их установки, ценности, предпочтения, наклонности, формирующиеся в сознании;
– поведение групп, команд и других группировок, характеризующихся общением «лицом к лицу»;
– поведение организационных единиц, таких как отделы, отделения, фирмы или крупные концерны;
– поведение взаимосвязанной группы организаций;
– поведение организации во внешней среде.
Среди факторов, определяющих организационное поведение или частично влияющих на него, находятся такие, как социокультурная среда, менталитет, хозяйственная деятельность, ценности, ценностные ориентации, социальные нормы, мотивы, статусы, роли, индивидуальные особенности и др.
Существуют различные методологические ориентации, различные теоретические подходы к объяснению организационного поведения.
В рамках психологической науки различают методологию индивидуальных различий, бихевиористский подход, психоаналитический подход, когнитивную методологию.
Согласно методологии индивидуальных различий (теории А. Анастази, У. Шелдона и др.) особенности поведения социальных субъектов объясняются наличием врожденных или приобретенных черт человека (группы);
В рамках бихевиористского подхода поведение описывается в терминах адекватных рациональных реакций на различные внешние воздействия, при которых человек (группа) сознательно выбирает линию поведения в целях получения вознаграждения и избежания негативных санкций (теории Б.Скиннера, Дж. Хоманса и др.). Основной проблемой бихевиористских исследований, точкой их особого внимания традиционно является научение. Посредством этого механизма приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения, за пределы которого исследователи обычно не выходят. Пытаясь ответить на вопрос о том, как происходит научение, авторы фиксируют внимание на условиях окружающей среды – стимулах, которые «ответственны» за приобретение, модификацию, ослабление определенных поведенческих образцов. Они представляют научение как формирование ассоциации между реакциями обучающегося и стимулами, которые побуждают или подкрепляют его.

38. Социология организаций как отрасль социологического знания.  3 этап (50-70-е гг.): Разработка психологического подхода в теории организаций. Американские исследователи организационного поведения У. Френч и Ч. Белл, сравнивали

Обычно проводится разграничение между двумя типами научения – научением типа S и научением типа R. Схема первого так называемого классического обусловливания заимствована бихевиористами у И.П. Павлова. В своих исследованиях экспериментатор воздействовал на животных условным раздражителем (звонком) и подкреплял его безусловным раздражителем (подачей пищи). Безусловный стимул использовался для вызова безусловной реакции в присутствии нейтрального стимула. После ряда повторений реакция начинала ассоциироваться с этим нейтральным стимулом, который приобретал определенное значение – быть сигналом безусловного стимула. Продуктом научения по такой схеме считалось так называемое респондентное поведение – поведение, отвечающее на определенный стимул.
Второй тип – оперантное, или инструментальное обусловливание – разработан Скиннером. Суть этого научения состоит в том, что вместо предложения стимула, вызывающего определенную реакцию, экспериментатор, наблюдая за животным, ждет случайного проявления реакции в интересующем его направлении. Ее проявление сразу же подкрепляется. Продуктом научения по данной схеме оказывается оперантное поведение. Респондентное поведение вызвано стимулом, предшествующим ему, оперантное поведение – стимулом, следующим за ним. В данном случае подкрепляется уже не стимул, а реакция животного, именно она вызывает подкрепляющий стимул.
С точки зрения психоаналитического подхода поведение описывается как неосознанное и являющееся следствием внутриличностных конфликтов и амбивалентных стремлений человека (теории Фрейда, Фромма, Беннис и др). В свое время многие последователи из ближнего окружения Фрейда высказывали неудовлетворенность и разочарование тем, что в его учении излишне подчеркивалось биологическое основание личности. Адлер, например, полагал, что главным движущим мотивом человека является не превращение либидо, а борьба за превосходство. Главная цель жизни в том, чтобы преодолеть чувство неполноценности, внедренное в нас в детстве. Люди выбирают те или иные профессии, женятся и выходят замуж, покупают дома и машины прежде всего для того, чтобы усовершенствовать собственное Я и таким образом чувствовать себя менее неполноценным, чем остальные.

1. Социологический и междисциплинарный анализ организационной структуры и динамики социальных отношений в ОРГАНИЗАЦИЯХ.  Он часто упоминается под названием теории организации и поведения.

Э. Фромм считал, что движущей силой человека является стремление преодолеть тревогу, возникающую в момент его рождения – физического отторжения от тела матери. Эта тревога – следствие разъединенности пребывавших в слитном состоянии начал, нарушения первичного комфорта внутриутробного существования ребенка. Такую тревогу Фромм называл страхом одиночества, который человек может преодолеть двумя путями. Первый путь – стремление включить в «круг своей личности» других людей, автократически отрицая их своеобразие и исключительность; второй – включиться самому в какую-то общность (приобщиться к идее, направлению), вплоть до разрушения собственной индивидуальности. Оба пути осуществляются в русле так называемого садомазохистского комплекса, который предполагает два способа разрушения индивидуальности, а значит, и одиночества в стремлении обрести слитное с другими людьми состояние.
Бегство от свободы или неспособность выдержать собственную индивидуальность, уникальность и ответственность перед миром является, по мнению Фромма, одним из основных мотивов поведения человека.
Согласно когнитивной методологии поведение рассматривается как результат интерпретации индивидом (группой) конкретной ситуации. В отличие от бихевиористов когнитивисты обращаются не к поведению, а к психической деятельности, к структурам психической жизни. Главный акцент в исследованиях делается на процесс познания. Общая линия связи между этим процессом и поведением прослеживается следующим образом: впечатления индивида о мире своеобразно им интерпретируются, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, установки, которые и выступают регуляторами социального поведения. Таким образом, это поведение целиком находится в контексте некоторых организованных систем образов, понятий и т.п. Первым шагом регуляции поведения является отнесение воспринимаемого предмета к какому-либо классу явлений, то есть соотнесение его с определенной категорией. Ярким проявлением когнитивного подхода в управленческих науках является тезис Мак-Грегора о том, что человеческое поведение в организации есть реакция человека не на объективную реальность, а скорее на ее восприятие. Следовательно, в управлении организационным поведением внимание должно быть сосредоточено не на изменении объективных условий, а на воздействии на психологию индивида. Хороший управляющий – это тот, кто «господствует прежде всего над эмоциональными реакциями подчиненных».
В рамках социологической науки перечень различных теорий организационного поведения также достаточно широк. К наиболее известным можно отнести следующие:
– теория социального действия, рассматривающая организационное поведение как следствие рациональных и скоординированных коллективных действий, при которых каждый индивид (группа) учитывает интересы, восприятия, ожидания других участников взаимодействия (М. Вебер, Т. Парсонс и др.);
– нормативно-институциональный подход, в рамках которого организационное поведение рассматривается в контексте функционирования единой социальной системы и трактуется как результат принятия индивидом установленных в социуме социальных норм, ролевых требований и санкций за нестандартное поведение, что обеспечивает необходимый уровень предсказуемости и социального порядка (Вебер, Парсонс, Смелзер, Мид, Линтон);
– интеракционистский подход, описывающий организационное поведение через призму процессов взаимодействия, когда индивид (группа) вынужден в своем поведении учитывать систему ожиданий (ролевых предписаний);
– конфликтный подход, рассматривающий организационное поведение в терминах столкновения противоположных интересов и позиций участников взаимодействия через призму борьбы за дефицитные материальные и социальные ресурсы; конфликт трактуется как нормальное явление, лежащее в основе изменений и повышения степени интеграции социальной системы (Маркс, Зиммель, Дарендорф);
– феноменологический подход, трактующий организационное поведение как следствие сознательного, постоянно корректируемого взаимодействия различных акторов, которые преследуют свои цели, постоянно конструируют и интерпретируют конкретную ситуацию средствами наличной и создаваемой культуры (П. Бергер, А. Шюц и др.).
Ви переглядаєте статтю (реферат): « Организационное поведение» з дисципліни « Соціологія управління»

УДК 316.354.2 Пузанова Жанна Васильевна доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры  Дальнейшее развитие теорий организационного поведения, помимо изучения малых групп и их воздействия на человека, связано, с

Тема 2. теории поведения человека в организации. Читайте также  новых отраслей социологической науки – сначала индустриальной социологии, а затем  2.3. Особенности менталитета и организационного поведения россиян.Теория организации. Организационное поведение. Менеджмент.  Теории организационного поведения. Принципы управления. Синергия.

В «Социологическом энциклопедическом словаре» (М., 1998)  и стимулирование, организационное поведение); • теории принятия решений (количественные модели исследования организационного поведения); • других современных подходов

Автор рассматривает социологические проблемы вопроса, делится  Социально-экономические условия возникновения теории организаций.  Так, американские исследователи организационного поведения У. Френч и Ч. Белл, сравнивалиОсобое внимание уделяется наиболее важным с социологической точки зрения  Социально-экономические условия возникновения теории организаций.  § 3.5. Виды формальных организационных стриктур и поведение индивидов.

Глава 3. Развитие теории организационного поведения на современном этапе. 3.1 Развитие школы поведенческих наук .  Организационное поведение — понятие, широко используемое в современных психологических, социологических и

2. Развитие теорий организационного поведения на современном этапе.  2. Как наука «Организационное поведение» соотносится с менеджментом, теорией организации, психологией, социологией и другими дисциплинами?Главная Менеджмент Организационное поведение. < Предыдущая.  Все социологические теории социального статуса признают выполнения индивидом, что занимает статус, определенной социальной роли.

Организационное Поведение- 1. Индивидуальные и коллективные формы поведения людей, включенных в структуру социальной организации .  О.П. как специальная социологическая теория преследует четыре основные цели - описание, осознание

Какая бы наука (социология, психология, экономика, теория организаций, организационное поведение и т.п.) ни  к изучению организационного поведения: в рамках психологической науки; в рамках социологической науки; в рамкахПо отношению к другим управленческим дисциплинам, не входящим в состав общей социологической теории  4) Исследование моделей организационного поведения, в том числе моделей рационального и целенаправленного поведения (В.И.Верховин

2. Социологические теории девиантного поведения. 3. Функции и дисфункции девиации. Заключение.  последствий для себя, однако постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить организационную жизнь общества или

Социологические методологии в объяснении организационного поведения.  Раздел 4. Коммуникативное поведение в организации. Дефиниция понятия коммуникации. Теории коммуникаций.Организационное поведение - дисциплина, зародившаяся в США почти 40 лет назад. Эта дисциплина объединяет некоторые области психологии, социологии, теории организации и других отраслей знания

Развитие теории организационного поведения на современном этапе. Информация - Менеджмент.  Различаются и подходы к изучению организационного поведения: в рамках психологической науки; в рамках социологической науки; в рамках

Рядом известных зарубежных ученых, внесших значительный вклад в развитие теории организационного поведения, в частности, Дж.  Социологический подход основывается на том, что поведение человека – результат воздействия людей иСоциология и социологические теории: общие, частные и прикладные. Социальная парадигма.  Динамические теории характеризуют поведение системы или объекта строго однозначно.

Формирование теории организационного поведения опирается на результаты исследований, относящихся не к одной, а ко многим психологическим и социологическим школам.14 ноября 2012

Организационное поведение представляет собой одну из концепций в теории организаций.  Различаются и подходы к изучению организационного поведения: в рамках психологической науки; в рамках социологической науки; в рамкахНеобходимо заметить, что поведенческий подход к теории организации связан с понятием «организационного поведения».  Организационное поведение — понятие, широко используемое в современных психологических, социологических и

Социологический подход основывается на том, что поведение человека - результат воздействия людей и  Третья особенность организационного поведения - постоянно возрастающая популярность теорий и исследований у практикующих менеджеров.

Бюрократическая теория организации. В исследовании Макса Вебера бюрократия относится к социологическим представлениям о рационализации  Виды теорий организационного поведения можно разделить согласно двум критериям.Среди отечественных ученых, занимающихся изучением теории организационного поведения  Социологический подход основывается на том, что поведение человека – результат воздействия людей и событий социального окружения.