Меню

В диссертационном исследовании впервые предпринята попытка определения наиболее важных для субъектов профконсультации критериев оценки профконсультационной помощи.

Основные стратегии профконсультационной помощи.  2. - помощь в становлении и развитиии профессионального и личностного  выработке "самопонимания" ( Л.Тайлер, основное внимание - к теории принятия решений); 2 - модель выбора профессии Дж.Вы не можете определиться в выборе профессии, испытываете трудности в поисках работы? Выход есть!!! Обращайтесь за профконсультационной помощью в МБУ МП "Объединение молодежных центров и клубов", в одно из структурных17 октября 2013Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики  Пример большой профориентационной игры - "Древо профессий" в Приложении 2.  не жалеют, но в профориентации еще сильны стереотипы быстрой и легкой помощи).

Особенности психодиагностики в профессионально-психологическом консультировании
Профессионально-психологическое консультированиеотносится к деловому консультированию. Специфика его состоит в том, что оно имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека профес­сиональных способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров, консультирование руководителей и персонала организации и т.п.
В профессиональной диагностике можно выделить как минимум два направления:
во-первых – психодиагностика как средство информационного обеспечения профессиональной ориентации и профконсультирования.
во-вторых – психодиагностика того, как человек справляется с профессией, а также выявление наличия определенного уровня профессионализма у конкретного специалиста.
Так, например, Э.Ф. Зеер в своей книге «Психология профессий» считает, что « психодиагностика – это теория и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков». Из этого определения следует, что психодиагностика является средством информационного обеспечения профконсультирования. Объектами психодиагностики выступают знания, умения, общие и специ­альные способности, особенности психических процессов, состояния, направленность, мотивы, интересы, черты личности и др.
Психодиагностический этап профконсультационной работы – это этап, когда делается основной акцент на исследование уровня выраженности психологических и психофизиологических характеристик субъекта. Изучению подвергаются:
• мотивационная сфера личности, где дается характеристика интересов, ценностных ориентаций и других мотивов выбора профессии оптантом, их содержание, глубина и устойчивость;
• способности субъекта и особенности личности. Устанавливается уровень выраженности свойств основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), психомоторных качеств, личностных особенностей;
• подготовленность личности. Оценке подвергаются знания, умения и навыки по конкретным областям науки и практики. Особое внимание уделяется не только воспроизводству знаний, но и умению применять их при решении конкретных проблем;
• устойчивые психические состояния. Такие психические состояния, как агрессивность, тре­вожность, нейротизм и др., влияют как на выбор, так и на осуществление профессиональной деятельности, могут стать как конструктивным, так и деструктивным фактором во взаимоотношениях в трудовом коллективе;

При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат  1.1.2 Формы профориентации. 1.2 Процедура проведения профконсультационной работы в  а) потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии

• самооценка и особенности формирования профессиональных планов. В данном случае определяются реальность самооценки, содержание и обоснованность жизненных планов, степень самостоятельности в их построении.
Психодиагностические методы, в основном, те же, что и исследовательские. Отличия в целях обусловливают их состав и область применения. Исследовательские методы направлены на получение нового научного знания, психодиагностические – на сбор информации об объекте консультирования. Эта информация имеет субъективную новизну. И конечно, психодиагностический инструментарий определяется проблемами, которые находятся в компетенции профконсультирования.
В практике профконсультирования широко используется развивающая психодиагностика.Ее особенности заключаются в следующем:
· результаты диагностики используются для стимулирования потребностей личности в самопознании, самосовершенствовании, профессиональном становлении;
· выявляются деструктивные тенденции профессионального развития: кризисы, стагнации, деформации, а также недостаточный уровень развития профессионально важных качеств, способ­ностей с целью коррекции профессионально-психологического профиля личности;
· осуществляется мониторинг профессионального развития личности;
· определяются ограничения в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющих жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.
Для решения проблем профконсультирования применяют следующие методы.
1 . Объективные тестыс выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.
2. Тесты-опросники , диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.
3. Методики субъективного шкалирования и самооценки , предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого. Консультируемому предлагают определенные шкалы в словесной, числовой или графической форме для оценки и шкалирования. К этой группе относятся методика самооценки Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциал, методики ранжирования (тест Люшера), сортировки (каузометрия) и др.
4. Интерактивные методики.В эту группу входят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра, которая так же, как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.

202.5. Традиционно выделяемые факторы выбора профессии.  678. психолог-профконсультант как субъект организации помощи  2. В чем специфика профконсультационной помощи подросткам в выпускных и в невыпускных классах?

5. Проективные методики,построенные, главным образом, на интерпретации ответов клиента на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям психолог-консультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т.д. Наиболее известные проективные тесты: «Незаконченные предложения», анализ продуктов деятельности (психобиография), тематический апперцептивный тест и др.
6. Стандартизированное аналитическое наблюдение , характеризуемое наличием цели и предмета наблюдения, процедурной схемы, выделенными признаками наблюдения и способами их регистрации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принимается решение.
7. Приборные психофизиологические методики , применяемые, в основном, в целях профотбора. С их помощью регистрируют физиологические индикаторы: дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.
К этой группе психодиагностических методик относятся также аппаратурные поведенческие методики.С их помощью диагностируют элементарные психические функции (скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений.
Рассмотренные группы методов психодиагностики позволяют осуществить сбор информации, необходимой для оказания профконсультационной помощи. Совокупность конкретных методов диагностики, направленных на решение профконсультационной проблемы, определяет психодиаг­ностическое поле деятельности практического психолога (табл.15).
При проведении психодиагностики практический психолог обязательно должен иметь четкое представление о цели консультации, уметь подобрать эффективный диагностический инструмен­тарий, произвести отбор наиболее важных материалов, обработать, проанализировать и интерпретировать данные, установить психологический диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание психокоррекционных и развивающих мероприятий с клиентом.
Таблица 15
Психодиагностическое поле профессионального консультирования
Проблема
профконсультирования
Методы психодиагностики
Профессиональное самоопределение
Тесты-опросники: ДДО Е.А. Климова; опросники профессиональных интересов; тесты интеллекта: тест Амтхауэра, ШТУР, тест Векслера и др.
Тесты специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди, юмористических фраз и др. Беседа, интервью
Профессиональная пригодность
Приборные психофизиологические и аппаратурные поведенческие методики. Тесты интеллекта, специальных способностей. Тесты достижений
Профессиональная адаптация
Стандартизированное аналитическое наблюдение, тесты-опросники. Проективные методики: «Завершение предложения», цветовой тест Люшера, ТАТ, фрустрационный тест Розенцвейга, графические проективные методики и др.
Реализация профессионально-психологического потенциала
Объективные тесты интеллекта и креативности, тесты достижений, способностей. Опросники: потребность в достижении, самоотношение. Методики шкалирования и самооценки. Стандартизированное аналитическое наблюдение. Психологическая беседа, интервью
Профессиональный рост, карьера
Объективные тесты интеллекта, креативности. Тесты достижений, самоотношения. Проективные методики: «Завершение предложения», ТАТ, фрустрационный тест Розенцвейга, цветовой тест Люшера, графические проективные методики. Методики шкалирования: семантический дифференциал, методики определения самооценки, уровня притязаний и др.
Профессиональные деструкции (стагнация, кризисы, конфликты)
Тесты-опросники: ММР1, тест Кеттелла. Психобиография, каузометрия. Проективные методики: фрустрационный тест Розенцвейга. Методы шкалирования: репертуарные решетки Келли, методики определения самооценки, семантического дифференциала и др.
Профессиональная реабилитация
Патохарактерологический диагностический опросник А. Личко. Проективные методики рисуночной фрустрации Розенцвейга, графического проектирования. Тесты интеллекта, достижений и специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди. Психологическая беседа (интервью), стандартизированное наблюдение и др.
Психологическая диагностика,как отмечает Е.М. Борисова, начинается еще в процессе в школьной профориентации[10].
Методики психологической диагностики являются объективным способом изучения индивидуально-психологических различий учащихся. Вряд ли можно признать правильной точку зрения, согласно которой главная цель профориентационного психодиагностического обследования учащегося состоит в том, чтобы, опираясь на полученные результаты, подобрать ему наиболее подходящую профессию или область деятельности. В ос

Формирование образа эффективной профконсультационной помощи у подростков (22.03.2013).  В этой связи от выпускников школы требуется не только высокий уровень образования, но и готовность к осознанному выбору профессии, понимание22 марта 2013

Сложная, многоуровневая организация субъекта самоопределения определяется тем, что  — Часто - помощь в выборе новой профессии и места ее приобретения.  4.4. Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи.Глава 1. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения 13 выбора профессии оптанта. 1.1 Цели и задачи  1.3 Учащийся, родители и профконсультант, как субъекты взаимодействия в сложной системе профконсультационной помощи.

10.9. Основные стратегии организации профориентационной помощи.  Но все это означает, что часто при выборе профессии (наиболее престижной и  Иногда профконсультационная помощь клиенту может заключаться и в своеобразном

8. Типичные ошибки при выборе профессии. 9. Стратегия выбора профессии.  профконсультационного взаимодействия. психолога и клиента.  помощь оптанту в формулировании проблемы; оценка условий консультирования; оценка44Общее представление о практической профконсультационной методике.  В известном «Кающемся энциклопедисте» (1900) был раздел, посвященный выбору профессии, выделялись четыре типичные варианта выбора: согласно семейным

Котова Е.В. Профессиональная консультация - как основной вид помощи оптанту в выборе профессии.  2. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает: общее преставление о проблеме клиента и возможные

Ситуация выбора профессии характеризуется большой социальной и личностной значимостью на фоне низкого социального и  Это способствовало становлению профконсультационной службы в рамках профотбора. В 1920 — 30-е гг. в нашей4.1. Специфика профконсультационной помощи на разных возрастных этапах развития субъекта профессионального самоопределения 31.  5.3. Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи 47.

Коррекция выбора профессии, специальности, факультета. Удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома и т. д.  4.1. Специфика профконсультационной помощи на разных возрастных этапах развития субъекта

и выбору профессии: 1) культивирование полной психологической структуры  Первая подгруппа – принципы организации профконсультационной помощи: 1)  Субъект профессионального самоопределения» и основные этапы его развитияПо большому счету, Профориентационная помощь — это способствование развитию субъекта  При этом сама воля имеет смысл лишь при осознанном выборе жизненной и  Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики

Н.С. Пряжников дает свое толкование смысла профконсультационной помощи и поддержки.  На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности.

Анализ деятельности профконсультанта по оказанию помощи оптантам в выборе профессии показывает, что успешная выработка совместных решений может быть осуществлена  1.1.1.5 Цели и принципы профконсультационной деятельности.Методический подход к профориентационной и профконсультационной работе с подростками, имеющими ОВЗ.  происходит в подростковом возрасте, когда молодой человек может и должен определиться с выбором профессии.

Рис. 1. Ключевые направления профконсультационной помощи.  Психологическая помощь в выборе новой профессии, облегчении профессионального самочувствия, нахождении новых ценностей, обретении себя в новых условиях должна стать

Выделяют следующие модели организации профконсультационной помощи  Считается, что клиенты могут обладать достаточными для выбора профессии знаниями, но быть не в состоянии применить их на практике.Уровни организации профконсультационной помощи клиенту. Основные субъекты организации помощи человеку в самоопределении.  Проблема «просчета» выбора профессии с помощью компьютера.