Меню

Раскрывающего сущность и ценностные характеристики педагогической деятельности, содержание профессиональной подготовленности и профессионально-личностного становления педагога

= Перейти к содержанию учебника =. Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога.  "Акме" в профессиональном развитии человека План 1. Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии.Тема урока: "Профессионально-личностное становление учителя". Юшко Елена Александровна, учитель русского языка и литературы.  Становление педагога, по В.А. Сухомлинскому, немыслимо без воспитания чувств учителя, полагая, что15. 2.1. Сущность профессионального самоопределения. 19. 2.2. Педагогическая поддержка в профессиональном становлении  То же можно сказать и о педагоге, если он не представляет себе конфигурации (т.е. объема и содержания) проблемы

Трансперсональная психология / Технология социальной работы / Специальная психология / Специальная педагогика / Социальная работа / Социальная психология / Самосовершенствование / Психология труда / Психология общения / Психология влияния и манипулирования / Психологическое консультирование / Психологическое исследование личности / Психологические тренинги / Психологическая коррекция / Психологическая диагностика / Практическая психология / Политическая психология‎ / Педагогическая психология / Педагогика / Парапсихология / Основы психологии / Основы педагогики / Олигофренопсихология / Образование, воспитание и развитие детей / Методология современного образовательного процесса / Медиапсихология‎ / Логопедия / Клиническая психология / История психологии / Зоопсихология / Детский аутизм / Деловое общение / Воспитательный процесс / Методики преподавания / Коучинг
Построение теоретических основ исследования, посвященного проблеме становления индивидуального стиля педагогической деятельности (ИСПД) будущего учителя, основывается на идеях гуманистической педагогики и психологии, на ведущих тенденциях в современном педагогическом образовании, согласно которым принципиальное значение имеет создание для образовывающегося человека условий, позволяющих ему сделать самостоятельный выбор своего пути в процессе личностно-профессионального становления.
Учитывая, что ИСПД при своей относительной устойчивости - это динамически развивающаяся система индивидуальных способов действий учителя, базирующаяся на личностных качествах, мы рассматриваем его в контексте становления.
Понятие «становление» в словаре С.И. Ожегова трактуется как «возникновение, образование чего-либо в процессе развития» [156, 678], а в педагогическом словаре - «приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию» [99, 143].
При анализе понятия «становление» ИСПД будущего учителя допустимо опираться на позицию Г.В. Гегеля, в соответствии с которой «становление выступает как процесс формирования предмета» [62, 126]. Рассматривая становление как «категорию диалектики, означающую процесс формирования какого-либо материального или идеального объекта и предполагающую переход возможности в действительность в процессе развития» [62, 127], можно сделать вывод, что становление ИСПД это не только переход от одной определенности бытия к другой, но и процесс качественных изменений структурных компонентов стилевой системы деятельности на всем протяжении ее существования.
К осмыслению сущности становления ИСПД нас подводят работы российских психологов о закономерностях развития личности (Б.С. Братусь,?

Становление и развитие педагога. 2010. План. Профессиональная личность педагога. Становление и развитие.  Сущность системного подхода к • Российская система образования.

Е.И. Исаев, В.А. Петровский и др.). Психолого-педагогические механизмы становления ИСПД помогли выяснить исследования системы саморегуляции деятельности и структурирования субъектного опыта человека (О.А. Коноп- кин, А.К. Осницкий, К.А.Абульханова-Славская, И.С. Якиманская и др.).
В основу концептуальной схемы нашего исследования, ограниченного рамками начального периода профессионального становления личности будущего учителя с ИСПД, во время которого формируются основы профессионально важных умений и свойств его личности, положен разработанный С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым динамический принцип изучения личности, учитывающий диалектику внешних и внутренних условий ее развития, ее историю и жизненный путь.
Рассматривая механизмы становления личности, К.А. Абульханова- Славская подчеркивает, что становление личности происходит как в процессе овладения ею общественно-историческими формами деятельности, так и в организации своей активности. «Организация личностью своей активности сводится к ее мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Эти моменты составляют важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности. Они выявляют личностный способ регуляции деятельности, психологические качества, необходимые для ее осуществления» [2, 327].
Личности, как следует из подходов И. Пригожина, К.А. Абульхановой- Славской и др. философов, как субъекту деятельности свойственны и такие особые индивидуальные способности, как способность к организации времени, способность программировать свою будущую деятельность, предвидеть ее события, устанавливать для себя оптимальные режимы активности и пассивности, определять ритмы деятельности [3,121].
Согласно деятельностному подходу становление личности происходит в процессе ее деятельности, вследствие активности самой личности в ходе преобразования ею мира: "индивид в предметной деятельности изменяет окружающий мир и посредством этого изменения изменяет себя, становится лич-
ностью" [165, 84]. В этом процессе цикл развития "индивид - деятельность - личность" дополняется циклом "личность - деятельность - личность". Формирование личности в деятельности дополняется обратным движением, вследствие которого возникает способность личности к саморазвитию, к направленному формированию своих качеств посредством регулируемых ею процессов совместной деятельности (Д.А. Леонтьев, В.Ф. Могун, Н.Ю. Ткачева и др.). Это движение в специфических условиях предопределяет индивидуализацию личности и далее - выбор ею форм и видов деятельности, обусловливающих ее дальнейшее развитие (К. А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов и др.).

I: Проблема становления педагога – мастера. 1.1. Сущность понятия «педагогическое мастерство»  По мнению Павлютенкова [15], профессиональное мастерство учителя составляют следующие компоненты

Содержание становления будущего учителя, считает Т.К. Клименко, представлено в виде процесса, которому присущи динамичность, внутренняя активность, нацеленность в будущее, выход за пределы самого себя, развитие внутренних процессов самоизменения. Становление понимается как «взаимосвязь внешних, управляемых, осуществляющихся в обучении, так и внутренних личностных процессов» [96, 112]. В разработанной ею концепции дается характеристика «живой» модели становления будущего учителя как многоуровневой, через совокупность содержательных линий: социализации- инкультурации, профессионализации-развития, «образовывания» себя- саморазвития. Раскрытие этих линий и их психологических механизмов составляет, по мнению ученого, сущность становления будущего учителя.
Процесс становления личности будущего учителя развернут во времени и в пространстве, ориентирован на отсроченность во времени, связан с глубинными личностными и духовными изменениями; определенную неравновесность ему придают субъективные обстоятельства [96, 137].
В аспекте нашего исследования принципиальным является вывод О.А. Лапиной о том, что личностно-профессиональное развитие - это «"дву-направленный" процесс позитивного изменения человека как личности и как субъекта деятельности: накопление индивидуального профессионального опыта (содержательные характеристики), овладение новыми профессионально важными личностными качествами (динамические характеристики), форми-
рование, развитие и совершенствование ИСД (эмоциональная удовлетворенность)» [116, 101-102]. При этом профессиогенез рассматривается как поступательное движение, в результате которого возникает новое качество, состояние объекта. Таким образом, процесс становления ИСПД тесно связан с лич- ностно-профессиональным развитием будущего учителя.
При решении профессионально значимых, социально детерминированных, все более усложняющихся задач - познавательных, морально- нравственных и коммуникативных - учитель овладевает необходимым комплексом связанных с его профессией деловых и нравственных качеств, определяющих формирование индивидуального стиля педагогической деятельности [91, 61]. Профессиональное становление личности учителя, по мнению Л.А. Кабаниной, - это становление ее профессиональных отношений и формирование ИСПД. Реализуя свои профессиональные отношения, личность объективирует себя в новрм качестве, благодаря чему в овладении индивидуальным стилем деятельности возможен переход с одного уровня на другие, более высокие.
В контексте проблематики ИСПД можно четко обозначить два,, по терминологии В.А. Толочека, взаимонаправленных потока: генезис профессиональной деятельности и ее субъекта. Они отражают как становление отдельного субъекта, так и деятельности в целом и ее совокупного субъекта. Логика такого "встречного" движения в том, что «в процессе становления профессионального мастерства субъект овладевает системой "типовых" способов деятельности в большем или меньшем их объеме, привнося и другие, нетипичные компоненты, обусловленные его индивидуальным своеобразием» [222, 133].
Данная позиция лишний раз подчеркивает зависимость типичного и индивидуального в профессиональной деятельности, что позволяет будущему учителю определять для себя перспективы поиска собственной творческой манеры, индивидуального стиля профессиональной деятельности.
О.А. Лапина схематично выстраивает логику развития индивидуального стиля как самоопределение в ситуации выбора:?
Ситуация
> г
Самоопределение
1
Компенсаторность
1
Выбор
1 Г
Адаптивность
1
Рефлексия
Этот цикл непрерывный, новое возвращение к самому себе на новом уровне в новой ситуации создает точки бифуркации, заставляя постоянно выбирать, что дает основание самопроявлению в индивидуальном стиле [116].
Личность будущего педагога должна развиваться в этом плане как система смысловых установок в регуляции поведения, освоении культуры, ценностей, профессионально значимых видов деятельности.
Внутренним содержанием процесса формирования личности будущего учителя, своего рода «механизмом» ее становления будет специфическая самоорганизация студентом своего личностного образовательно-развивающего пространства, в котором он выступает как субъект своего профессионального становления и развития, происходит освоение и принятие им содержания и технологий современного образования, выработка индивидуально- профессионального почерка, авторской педагогической системы [201, 9].
Становление ИСПД и личностно-профессиональное развитие будущего учителя происходит в процессе учебно-профессиональной и непосредствен-
ной педагогической деятельности, предусматривающих совершенствование способов его включения в педагогическую работу. При этом на разных ступенях педагогической деятельности формируются разные системы психологич

Глава 4. Подготовка и профессиональное становление личности педагога. К оглавлению.  5. В чем сущность профессионального самовоспитания учителя?

1. Понятие и сущность личностного становления . 1.1 Личностные характеристики и способности педагога в педагогической деятельности .  2. Становление профессиональных и личностных качеств педагога .Профессиональное становление и развитие педагога.  5. В чем сущность профессионального самовоспитания учителя? 6. Что такое самооценка и какова ее роль в профессиональном самовоспитании учителя?

Практическое обучение студентов как фактор профессионального становления социального педагога. Диссертант: Симонович Виктория Леонидовна. Год защиты: 1998.

Большое внимание проблеме становления "Я" уделяется представителями когнитивной психологии.  Сущность профессионального самосознания педагога заключается в осознании будущим учителем себя в системе собственной личностиПрофессиональное становление педагога.  • модели становления профессиональной деятельности; • стадии профессионального становления и основные новообразования каждой стадии 8 января 2016

Профессиональное становление личности учителя, по мнению Л.А. Кабаниной, - это  Отсюда очевидна необходимость такой системы практической подго-товки студентов, которая, отражая сущность профессиональной деятельности педагога

2 Сущность профессионально – педагогической деятельности Педагогическая  профессиональной цели - обучение профессии и становление личности специалиста (обучающая  Педагоги, осуществляющие профессиональное обучение, должныЗакономерности, определяющие профессиональную судьбу учителя, изучены в настоящее время недостаточно.  А теперь рассмотрим возрастные периоды становления учителя по порядку. Первый период (если считать от рождения, то

Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога.  Л.Н.Толстой видел сущность воспитания не в воздействии воспитателя на воспитанников, а в создании той

Становление и развитие педагога. Педагогическое мастерство как профессиональное качество личности учителя и воспитателя.  1. Содержание деятельности педагога Сущность и основные функции педагогической деятельности.Подходы к определению сущности профессионального становления в педагогике и психологии  педагога; наиболее предпочтительнее с точки зрения привлечения к организации аттестационной экспертизы педагогических работников, в структуре26 апреля 2015