Меню

Вузовские этапы становления в профессиональной деятельности педагога

Особенности профессиональной деятельности педагога профессиональной школы (преподавателя вуза) рассматривались в работах Т. А. Жалагиной [4], Э.Ф. Зеер [5], А. В. Копнышевой [6], Л. М. Митиной [17], В. А. Сластенина [35], С. Д. Смирнова [36], А. ФТекст научной работы на тему "ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  В. Г. Воронцова считает, что процесс становления педагога — это результат усилий  Динамика мотивации профессиональной педагогической деятельности студентовВ профессиональной деятельности.  2. Подповетная, Ю.В. Преподаватель высшей школы: становление, формирование и развитие: монография / Ю.В. Подповетная – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011.

Одной из наиболее актуальных проблем профессионального становления будущего педагога является формирование его психологической компетентности . Успешность профессиональной деятельности современного педагога в значительной степени определяется его психологической компетентностью.
Рассмотрев определение термина «компетентность» мы видим, что её определяют как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». Если рассматривать «профессиональную компетентность педагога», то во многих педагогических словарях она трактуется как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания». Проблема формирования профессионального сознания студентов педагогических вузов раскрывается в трудах многих педагогов и психологов. Рассмотрим подробнее понятие «профессиональное сознание».
Основой формирования сознания педагога как субъекта деятельности принято считать 3-этапную концепцию непрерывного образования и развития учителя как субъекта профессиональной деятельности. В данном случае субъект характеризуется как целостная, многоуровневая система, которая состоит из подсистем, отражающих особенности человека как индивида и личности. Исходя из положений концепции выделяют три этапа непрерывного образования учителя — это довузовское, вузовское и послевузовское.
На этапе, предшествующем поступлению в вуз, имеет место профессиональное самоопределение, которое может зависеть от факторов, способствующих «стихийной педагогизации» сознания личности — это наличие в семье педагогов, встреча с талантливым педагогом и т. п. Также на довузовском этапе формируется определенный уровень развития способностей деятельностного сознания.
Рассмотрим этап вузовского образования с позиции выделения главной цели. Изначально период вузовского образования предполагает формирование основ профессионального педагогического сознания как фундамента творческого потенциала.
Исходя из классификации Е. А. Климова, профессия педагога относится к типу профессий «человек — человек», поэтому основой содержания профессионального педагогического образования должны составлять дисциплины гуманитарного цикла (педагогика, психология и др.). Таким образом, профессиональное становление педагога как субъекта педагогической деятельности происходит в процессе профессиональной педагогической подготовки. В качестве компонентов психологической компетентности рассматриваются интегративные психические процессы, психологические умения, эмоционально волевые комплексы личности [3, с.92].

Основными функциями вузовского преподавателя являются: обучающая  Важной характеристикой деятельности педагога высшего учебного заведения является творчество.  Особо важная роль отводится именно педагогу на начальном этапе22 декабря 2011

А. Д. Алферов определяет психологическую компетентность как составную часть профессиональной подготовки учителя, которая включает:
Похожая статья: Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ
- совокупность ЗУН по психологии;
- четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности учителя;
- умение видеть за поведением ребенка состояние его души, уровень развития его познавательных процессов, эмоциональной волевой сфер, черт характера;
- способность ориентироваться, оценивать психологические ситуации в отношениях с ребенком или группой детей и избирать рациональные способы общения;
- умение педагогически грамотно в течение долгого времени воздействовать на психику ребенка для его гармоничного развития [2, с.89].
«Психологическая компетентность» в исследованиях Г. И. Метельского и Н. В. Кузьминой рассматривается как система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают будущему учителю не только общепсихологическую подготовленность, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями [1, с.13].
В психологической компетентности выделяют 2 блока:
- интеллектуальный (когнитивный) — психологические знания и психологическое мышление;
- практический (действенный) — психологические умения и навыки [1, с.28].
Похожая статья: К проблеме изучения психологической компетентности врача
Психологическая компетентность является составной частью профессиональной подготовки будущего педагога, которая включает в себя:
- совокупность знаний, умений и навыков по психологии;

Становление молодого педагога можно сделать интенсивным процессом развития  Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей — первый год  Эти трудности отражают не только недостатки вузовской подготовки, ибо они

- четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности учителя;
- умение видеть за поведением ребенка его психоэмоциональное состояние, уровень развития его познавательных процессов, черт характера;
- способность ориентироваться, оценивать психологические ситуации в отношениях с ребенком или группой детей и избирать рациональные способы общения;
- владение навыками педагогического общения;
- потребность в профессиональном и личностном саморазвитии;
- умение педагогически грамотно в течение долгого времени воздействовать на психику ребенка для его гармоничного развития.
Выделяют следующие виды психологической компетентности:
Похожая статья: Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России
- социально-перцептивную;
- социально-психологическую;
- аутопсихологическую;
- коммуникативную;
- психолого-педагогическую.
К характеристикам социально-перцептивной компетентности будущего педагога относятся гуманистическая направленность его личности, выражающаяся стремлением к самоактуализации (А. Маслоу), потребностью в общении, любовью к детям, педагогической позицией (А. А. Бодалев), свободой личностного выбора и личностной ответственностью за последствия этого выбора.
Социально-психологическая компетентность будущего педагога выражается в его способности осознавать и контролировать свое социальное поведение, понимать поведение учащихся и коллег, интерпретировать психологические механизмы возникновения того или иного эмоционального состояния, владеть механизмами саморегуляции.
Аутопсихологическая компетентность будущего педагога представлена умениями, направленными на самодиагностику, самокоррекцию, саморазвитие, самомотивирование, эффективную работу с информацией.
Коммуникативная компетентность выпускников включает в себя коммуникативные (речевые умения, навыки активного слушания, способность преодолевать коммуникативные барьеры и др.), интерактивные (умение организовать сотрудничество, взаимодействие) компоненты.
Психолого-педагогическая компетентность будущего педагога состоит из рефлексивно-оценочного (самоосознания себя как педагога), когнитивного, личностно-смыслового, и операционно-деятельностного компонентов [1, с. 69].
Сензитивным периодом формирования базовых составляющих профессиональной психологической компетентности является период вузовского обучения (изучение дисциплин психолого — педагогического цикла, педагогическая практика, участие в мероприятиях и др.). Очень важно в процессе прохождения курса «Психология», чтобы каждое учебное занятие включало бы теоретический, практический и рефлексивный этапы, что способствует в свою очередь естественному синтезу психологических знаний и умений, обеспечивающих психологическое оснащение процесса овладения профессией и предстоящей профессиональной деятельности [1, с.73].
В процессе обучения будущего педагога в вузе происходит освоение профессионально — значимых психологических знаний и формирование психологических умений на разном уровне, в зависимости от ряда факторов:
- степени идентификации себя с педагогической профессией;
- отношения студента к психологической информации как когнитивному основанию построения конструктивного взаимодействия;
- индивидуального опыта в ходе педагогической практики;
- активного использования педагогических технологий обучения в процессе преподавания психологии;
- организация исследовательской деятельности [2, с.46].
Не менее важным является определение критериев компетентности. В качестве критериев психологической компетентности выделяют:
- направленность на ученика;
- потребность и готовность к самопознанию и самоизменению в соответствии с современными условиями, образовательной ситуацией и динамикой развития учащихся.
Базовым критерием сформированности психологической компетентности является знание и умение самостоятельно разрешать педагогические задачи, ситуации, способствующие развитию личности учащихся, что уже может проявляться в ходе педагогической практики.
Подводя итог вышесказанному, целесообразно отметить, что сформированность у будущих педагогов психологической компетентности, в силу ее системного характера, будет содействовать успешности профессиональной деятельности в дальнейшем.

Профессиональное становление педагога.  • модели становления профессиональной деятельности; • стадии профессионального становления и основные новообразования каждой стадии 8 января 2016

Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. Красноярск 2007.  Педагогическое образование на всех его этапах - процесс профессионального становления педагога в культуре, поэтому какие3. Фаза адаптации (привыкания) связана с первыми шагами в профессиональной деятельности.  В технологии профессионального становления педагога мы условно выделяем следующие этапы

Становление личности педагога-исследователя выступает весьма важным  оптимальных преобразований и на этапе вузовской подготовки учителя.  В своей профессиональной деятельности педагог выступает во множестве позиций и ролей.

личностные качества педагога, профессиональные знания, педагогические умения и технологии.  2-й этап - становление субъекта вузовской учебной деятельности - теоретическая готовность к профессииРезультатом профессионального становления субъекта любой деятельности, в том числе педагогической является его профессиональное мастерство.  · вузовский (профессиональный) этап. На этом этапе студенты - будущие педагоги получают

Роль образовательной среды в профессиональном становлении студентов педагогического вуза.  Исследования Т.И. Рогинской показали, что деятельность педагогов обладает рядом особенностей (наличие большого числа стрессовых

Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога: Педагогу-психологу необходимо знать свои  • предпрофессиональная фаза (период первоначального обучения в вузе или колледже)1.1.3. Деструктивное становление педагога профессионального обучения на этапе профессиональной подготовки.  заложенные в вузовском обучении и детерминирующие эмоциональное выгорание и профессиональные деформации в

Результатами профессионального становления педагога как субъекта педагогической деятельности являются его профессионально-педагогическая  · вузовский (профессиональный) этап. На этом этапе студенты - будущие педагоги

Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Система педагогического образования в РФ.  Главная цель педагогической практики: формирование целостного представления о профессиональной деятельностиПервый этап профессионального становления молодых специалистов. в условиях образовательного учреждения (из опыта работы). Каждый из нас побывал в статусе молодого специалиста и, наверное, с теплотой вспоминает время

Как показывает вузовская практика, формирование стиля педагогической деятельности в процессе становления  стиля профессиональной деятельности педагога, включающие в себя сущность, содержание, структуру, этапы, факторы

Есть множество подходов к определению основных этапов профессионального становления.  В работе педагога она связана со вхождением в практическую педагогическую деятельность, с непременным появлением нестандартных, подчасРассмотрим этап вузовского образования с позиции выделения главной цели.  Таким образом, профессиональное становление педагога как субъекта педагогической деятельности происходит в процессе профессиональной